Каков объём рынка канцтоваров Украины за 2010 год? Сколько всего компаний присутствует на рынке? Есть ли прогнозы на 2011 год?
Объём рынка канцтоваров в 2010 году можно оценить без бумажной продукции примерно в 400-500 млн долларов США. Всего на рынке Украины работает около 2500 компаний. Думаю, что в 2011 году рынок вырастет на 10%. Каким-то образом структурировать или описать наш рынок не представляется возможным, так как сегодня нет компаний с узкой специализацией.
Назовите ТОП-10 крупнейших компаний Украины?
Крупнейшими компаниями рынка в области дистрибьюции канцелряских и офисных товаров являются: «Импорт-Офис» (ТМ Buromax), «Виват» (ТМ Axent), «Демис Канц» (основная ТМ Skiper), «Папирус» (ТМ Ecomomix), «АКС», «Перспектива» (ТМ ITEM). Мощными производственными компаниями являются: «Западная промышленная группа», опять «Перспектива», «Синтез», «Арника» и «Бриск». Компании-производители тетрадей: «Школярик», «Тетрада», «Графика» и «Мрии збуваються». Конечно, это мое личное мнение, а не официальные данные. Кроме того, на сайте УАПКТ (www.kancport.com.ua) в разделе «Компании» существует рейтинг «Топ-20». Я думаю, что он также отображает общественное мнение.
Какие города (регионы) вы считаете наиболее «благополучными» для активного
развития рынка офисных товаров?
Однозначно могу сказать, что канцелярский центр находится в столице Украины городе Киеве. Также есть неплохие шансы у фирм, работающих в других городах-миллионниках. Компании, работающие в регионах, также добиваются приличных успехов. Успешными региональными компаниями, безусловно, можно назвать компании: «АКС», «Виват», «Демис Канц», «Перспектива», «Графика», «Школярик», «Бриск», «Локси», «Западная Промышленная Группа», «Топ».
Производство каких групп товаров осуществляется внутри страны?
Что касается производства, то в Украине в первую очередь очень хорошо развито производство красок, пластилина, настольных пластмассовых изделий, чистящих средств для офиса, папок регистраторов. Режется форматная бумага и делается скотч. Выдувается листовой пластик и изготовляются из него различные папки. Есть файловое производство. Производятся шариковые ручки и другая канцелярская мелочь. Очень много производителей на тетрадном рынке. Мне кажется, что даже чересчур много.
Есть ли на украинском рынке отечественные производители, которые раскручивают собственный бренд, позиционируя его как импортный (аналогично российским Erich Krause, Silwerhof, Proff)? Какова их популярность среди потребителей?
Большинство украинских производителей свои торговые марки не позиционируют как импортные, а подчеркивают, что это торговые марки, которые основываются на товарах, производимых в Украине. Например, ТМ «Гамма», ТМ «Школярик», ТМ «Арника», ТМ «ИТЕМ» и другие. В принципе, импортные торговые марки в Украине сегодня являются менее популярными, чем марки украинских дистрибьюторов или марки украинских производителей. По популярности, конечно, украинские марки занимают у нас ведущее место.
Что такое украинская марка для меня? Это марка, которой владеет украинская компания, и направлена на реализацию на рынке Украины.
Отечественных производителей, которые позиционируют собственный бренд как импортный, в Украине немного. Я могу назвать два: ТМ Skiper и ТМ Economix. Они являются известными, но явными лидерами я их назвать не могу.
Какие импортные ТМ наиболее популярны среди украинских потребителей (европейские, российские, китайские)? Назовите конкретные марки.
В основном в Украине товар китайский и европейский. К сожалению, российские ТМ на рынке редки. Хотя наблюдаются попытки ряда российских компаний выйти на наш рынок, особенно в сегменте бумбела и пластика. Это сейчас — HATBER и СТАММ. Тот же Еrich Krause на нашем рынке присутствует давно — около шести лет.
Историческое и географическое положение страны позволяет ей перенимать и использовать успешный опыт поведения на рынке компаний соседних стран? Какие российские и европейские черты присущи украинскому рынку офисных товаров?
Несомненно, наш рынок канцтоваров использует опыт соседних стран (например, создание Ассоциации, как средства защиты рынка), так и учится на своих ошибках.
Самое главное, что рынок развивается. А как выживать в условиях низкой маржинальности — каждый решает сам. Думаю, что это присуще и российскому и европейскому рынкам.
Есть ли какие-то существенные особенности — в покупательских предпочтениях, дистрибуции и пр.? Возможно ли вообще говорить об «особенностях» рынка Украины?
Что касается рынка и того, какие черты ему присущи, могу сказать, что украинский рынок имеет свои индивидуальные черты, он довольно компактен, он сбалансирован между предложениями по разным ценовым группам, но явно выделить кого-то, в принципе, не возможно. Рынок сейчас лишен какой-либо войны или передела и имеет возможности развиваться в цивилизованном мире цивилизованным порядком. Каких-то особых случаев передела, недобросовестной конкуренции на рынке не наблюдается, и фактов, которые бы свидетельствовали об этом, не ожидается. Поэтому говорить об особенностях рынка Украины, наверное, сейчас нечего. Абсолютно спокойная, абсолютно целенаправленная работа каждой компании в своём сегменте. В основном идет борьба за качество обслуживания, за качество товара и только в этих параметрах идёт соревнование. Это касается дистрибуции и производственной части рынка.
Хотя, падение спроса на канцтовары в условиях кризиса 2008-2011 гг. поставило перед всеми операторами рынка вопрос выживаемости ребром. И не все справились. Объёмы, и как результат — доходы, сильно уменьшились.
Что собой представляет канцелярская розница Украины сейчас? Развиваются ли канцелярские «сетевые» форматы?
На сегодняшний день могу сказать, что розница успешно конкурирует с гипер- и супермаркетами, она развивается как в столице, больших городах, так и на периферии. Вдаваться в конкретные цифры средней площади розничного магазина и его ассортимента не имеет смысла, но, скорее всего, чистой канцелярии сегодня ни в одной рознице Украины встретить невозможно. Однозначно, все канцелярские магазины предлагают сейчас и другие товары офисного назначения — офисные принадлежности, компьютерные аксессуары и тому подобное. Розница развивается как в виде отдельных магазинов, так и в виде сетей магазинов. Каждая компания, которая открыла розничную точку, в случае успеха, начинает наращивать их количество — это логично. Есть приличные успехи у компаний, которые занимаются организацией розничных сетей.
Сколько игроков на рынке занимается обслуживанием корпоративных клиентов? Насколько остра конкуренция в этом сегменте? Кого бы вы включили в пятерку лидеров?
Что касается обслуживания корпоративных клиентов, то я думаю, что порядка половины компаний, которые занимаются канцтоварами, занимаются обслуживанием корпоративных клиентов. Большинство сетевых, оптовых и производственных компаний, помимо своих основных направлений, в той или иной форме, организуют сервисные отделы или подразделения (а также независимые юрлица), которые непосредственно занимаются обслуживанием корпоративных клиентов. Это модно, это считается перспективным направлением. Каждый пробует себя в этом направлении и конкуренция здесь такая же, как и в производстве, дистрибуции и рознице. В корпоративном обслуживании явно выделяется компания «Дукат», она является одним из лидеров этого рынка, аналогично «Комусу».
Какие цели и задачи стоят перед ассоциацией сегодня?
Мы выполняем цели и задачи устава УАПКТ! А если серьезно, то стремимся поддерживать, в первую очередь, хорошие контакты между операторами рынка. Для этого организуются различные общественные мероприятия (слёты, встречи канцелярщиков, конференции, чемпионаты). Проводим выставку, которая проходит с постоянным успехом. В разговорах рождается истина. А кого-то можем и пожурить от имени общественности.
Какие основные тренды развития канцелярского рынка вы видите (изменения предпочтений потребителя, уход бизнеса в Интернет, развитие инноваций...)?
Серьезных изменений рынка я пока не прогнозирую. Вкусы людей довольно консервативны, Интернет — это не бизнес, а инструмент. А инновации… Говорят, надо бояться «Лиреко». Тогда что-то поменяется.
Несколько слов о выставке «Мир канцелярии» в Киеве. Насколько популярна эта выставка, почему она проводится один раз в год?
Выставка «Мир канцелярии» поэтому и популярна, что проводится раз в год. Клиентам и участникам не накладно раз в год потратиться на стенды и дорогу.
Других выставок УАПКТ не поддерживает, поэтому за год многие просто успевают соскучиться за этой праздничной атмосферой. Поэтому повторюсь, причина успеха — оптимальная частота проведения. В 2011 году был дефицит площади для экспонентов.
Расскажите о других мероприятиях ассоциации? Насколько они популярны среди участников? Как вам удается «собирать народ»?
С целью заполнения вакуума общения между операторами канцелярского рынка в осенний период возникла идея проведения Международной конференции УАПКТ, которая проводится ежегодно в ноябре (последние два года — в декабре). Конференция даёт возможность операторам рынка обсудить различные вопросы, обменяться мнениями, информацией, опытом. Ежегодно конференцию посещают около 200–400 участников, среди которых много иностранных посетителей. Мы приглашаем докладчиков из России и других зарубежных стран. Внимание! Приглашение! Желающих поделиться опытом по организации канцбизнеса на нашей конференции прошу связаться с нашей исполнительной дирекцией.
В 1999 году в пригороде Харькова состоялся 1-й Слет канцелярщиков Украины.
Данное мероприятие, на тот момент, было украинским «ноу-хау», так как впервые в одном месте в неформальной обстановке собрались не только партнеры по бизнесу, но и самые крупные конкуренты. С тех пор эта встреча стала регулярной. С каждым годом участников Слета становится всё больше. Слет, как правило, проводится в июне месяце, в загородной гостинице, всегда проводится развлекательная и спортивная программы. Для желающих проводятся семинары, заслушиваются доклады. Период проведения — 3 дня, количество посетителей — около 100–250 человек. Встречи и общение со своими коллегами в неформальной обстановке иногда позволяют решать даже самые «неразрешимые» вопросы. Уже проведено 11 Слетов в различных регионах Украины, а также в Турции и Египте.
В этом году в июле проводится 1-ая Международная встреча канцелярщиков Украины в живописном районе Карпат. Основная идея встречи — научиться отдыхать и знакомиться с достопримечательностями ВМЕСТЕ!
С целью повышения морального духа сотрудников канцелярских компаний УАПКТ проводила до 2008 года чемпионат по мини-футболу среди канцелярщиков. Обычно в чемпионате по футболу принимает участие 8 команд. На таких мероприятиях проявляется как соперничество, так и командный дух.
Также 2 раза в год УАПКТ проводит Кубок по бильярду (в рамках выставки и в рамках конференции). Ведется свой рейтинг.
Неформальное общение с партнерами, поставщиками, покупателями и просто друзьями открывает массу возможностей!
Как собираем народ? Каждому участнику предлагаем что-то интересное. Кому песенку, кому стишок… Кому сладостей мешок. А без шуток — это работа исполнительной дирекции во главе с директором Натальей Солоцкой.
В конце 2004 года был «запущен в жизнь» еще один успешный, как показал опыт, проект ассоциации — это собственный портал. Это не только информационная связь в мире канцелярии, но и возможность пообщаться, поделиться своими мнениями, найти необходимую информацию, да и расширить свой кругозор о рынке.
Любой проект ассоциации предоставляет возможность всем без исключения канцелярщикам собираться вместе и цивилизованно решать все вопросы.
Деятельность ассоциации не ограничивается территорией Украины, УАПКТ сотрудничает с канцелярскими объединениями Польши, России и Казахстана. Международные контакты с зарубежными ассоциациями и объединениями развиваются практически с момента образования ассоциации.
Какие советы вы бы дали российским коллегам?
Не делиться, а объединяться!
И все-таки: возможно ли в ближайшем будущем более тесное сотрудничество между украинскими и российскими компаниями?
Думаю, что сотрудничество неизбежно — и СП, и слияния, экспорт-импорт товаров в разных сегментах и другие формы. Мы соседи. Только не верю, и не вижу, за счёт чего может произойти резкий скачек в этом сегодня. Рынок к этому пока не готов. А вообще, объём сотрудничества растет постоянно как в одну, так и в другую стороны. Медленно, но стабильно.