Утилизация и повторное использование материалов Экологически чистые товары, будучи по окончании срока службы выброшенными на свалку, должны быстро разлагаться и не загрязнять окружающую среду. Также материалы, из которых они изготовлены, должны быть пригодны к вторичной переработке. Бывают материалы, разлагаемые под действием света, воздуха, воды и так далее, но для производства канцтоваров они не подходят, так как они будут разлагаться прямо в процессе работы. Предпочтительно использование биоразлагаемых материалов, то есть таких, которые разлагаются под действием микроорганизмов.
С точки зрения биоразложения вне конкуренции оказывается древесина. В самом деле, в лесу ветки с деревьев падают на землю и достаточно быстро разлагаются, превращаясь в ценное удобрение. Канцтовары, изготовленные из дерева, также могут разлагаться, оказавшись на свалке. Правда, помимо древесины в тех же карандашах присутствуют лак и красители, выбирая экологически чистые канцтовары, следует обратить внимание на безвредность этих компонентов.
Биоразлагаемыми также являются некоторые сорта пластика, в том числе изготовленного из кукурузы. Лучше же всего разлагаются изделия, изготовленные из кукурузного крахмала, подвергнутого полимеризации. Следует отметить, что включение в обычный пластик биоразлагаемого наполнителя не делает в итоге материал биоразлагаемым. Примером тому является «жидкое дерево» (см. врез).
Но биоразлагаемые пластики, увы, не являются панацеей от загрязнения окружающей среды. Если вы выбросите канцтовары из биоразлагаемых пластиков, например, в лесу, то они, действительно, быстро разложатся. Но если такие канцтовары выброшены и вывезены на мусорный полигон, то выигрыша никакого не получится, так как современные организованные свалки обычно изолированы от природной экосистемы и в них не проникают микроорганизмы, способные переработать биоразлагаемый пластик. Зато для служб сортировки мусора с последующим вторичным использованием материалов, биоразлагаемый пластик представляет определенную проблему. По внешнему виду и некоторым физическим свойствам он похож на обычный пластик и поэтому в результате сортировки оказывается вместе с ним. При вторичной переработке добавление к обычному пластику биоразлагаемого значительно ухудшает его свойства. То есть, биоразлагаемый пластик требует отдельного сбора и утилизации.
Биоразлагаемые пластики, как правило, менее прочные, чем обычные. Соответственно, срок службы канцтоваров, изготовленных из них, не очень большой. А это означает возрастание нагрузки на природу — там, где тратилась энергия на производство и доставку одной авторучки, приходится тратить энергию на производство и доставку 2–3 менее долговечных пишущих приборов. Для повышения прочности биоразлагаемых пластиков к ним добавляются специальные присадки, некоторые из которых, скажем так, не полезны для природы. В итоге получается замкнутый круг…
Другое направление — изготовление канцелярских товаров с максимально возможным использованием материалов, допускающих вторичную переработку. В этом смысле лучшими являются канцтовары, изготовленные из металла, который может быть полностью отправлен в переплавку. Вторичная переработка металла развита и в России, металл сравнительно легко отделять от другого мусора. При этом в связи с повсеместной заменой доменных печей на электроплавильные, металлы становятся все более экологичными в производстве материалами. Также есть некоторые типы пластиков, например, PET (из него еще изготавливают пластиковые бутылки) или ABS, которые могут быть переработаны.
В качестве экологичных нередко предлагаются канцтовары, изготовленные из переработанного вторичного сырья. Как правило, эти канцтовары импортируются из-за рубежа. В России слабо развита индустрия вторичной переработки сырья, к тому же, отсутствуют авторитетные независимые сертифицирующие органы, которые бы подтвердили, что действительно данные канцтовары изготовлены из вторсырья, а не из новых материалов. Если даже канцтовары и изготовлены в России, сырье, полученное путем вторичной переработки, скорее всего, импортное. На доставку товаров или сырья для них идут затраты энергии, транспортные средства загрязняют воздух.
Преимущества местного производства
Большинство канцтоваров сейчас производится в странах Юго-Восточной Азии. При доставке товара на расстояния порядка 10 000 км в атмосферу выбрасывается огромное количество углекислого газа, что часто сводит на нет весь эффект от повышения экологичности товара. Кроме этого, во многих азиатских странах, где интенсивно развивается промышленное производство, нормы по допустимому загрязнению окружающей среды намного менее строгие, чем в Европе и даже в России.
По-настоящему экологичный товар — это тот, который произведен вблизи места, где его потребляют. При этом нагрузка на окружающую среду, связанная с перевозками, сводится к минимуму.
Есть и другой аспект проблемы. В местах, где есть проблемы с работой, часто встречаются браконьерство, нелегальная вырубка леса и другие уголовные деяния, оказывающие негативное влияние на природу. Причины этого очевидны — людям надо как-то зарабатывать себе на жизнь. Размещая производство канцтоваров не в Китае, а в российской глубинке, вы не только даете людям работу, но и снижаете уровень экологической преступности. Поэтому, с точки зрения суммарного воздействия на экологию, авторучка, изготовленная в России из самой обычной пластмассы, лучше, чем изготовленная из суперэкологичного материала, но в далеких странах.
Упаковка и инструкция
Современной тенденцией является стремление сделать упаковку меньше и легче, чтобы сократить затраты на перевозку. Естественно, самой экологичной считается упаковка из картона. Кроме этого, экологи обратили самое пристальное внимание на краску, используемую при изготовлении упаковки. Хорошим тоном является печатать тексты и изображения при помощи краски, изготовленной из сои. Но картонная коробка занимает больше места, чем практичный блистер из PET. Делая более «экологичную» упаковку для мелких товаров, которые вполне можно поместить в блистер, мы получаем большие выбросы углекислого газа при перевозке. А ведь PET, как уже отмечалось, пригоден к вторичной переработке. Но, самое главное, в 80% случаев бумажная упаковка попадает на помойку вместе с пластиковой, что не позволяет ей полностью разложиться.
Инструкции на бумаге, прилагаемые к офисной технике, сведены до минимума, в основном там печатают описание того, как её включить и настроить базовые функции. Все остальное прилагается на DVD, причем обычно это не интерактивная инструкция, а тоже «мануал» в формате PDF, который не всегда удобно читать на дисплее. Заканчивается все тем, что потребители просто распечатывают этот PDF-файл на своем принтере. При этом нагрузка на экологию становится выше, чем при печати в профессиональной типографии. Современная тенденция заключается в том, что клиенту дают не диск, а всего лишь ссылку на интернет-ресурс, где размещены все инструкции. Именно там лежит искомая информация, хотя в большинстве случаев опять-таки в формате PDF, которую удобнее читать в распечатанном виде.
Создание интерактивных инструкций в электронном виде, которые пользователь не захочет распечатывать, а будет с удовольствием просматривать на компьютере, в отличие от переноса в электронный вид бумажных документов, будет более эффективной борьбой за экологию.
И, конечно, не забывайте вносить в инструкцию рекомендации по использованию и утилизации канцтоваров таким образом, чтобы это не наносило ущерб природе. Лучше такие советы указывать в бумажной версии инструкции.
По-настоящему экологичные канцтовары
Давайте составим «собирательный образ» канцтоваров, действительно приносящих минимальный вред окружающей среде в условиях нашей страны. Итак, перед нами изделие, непременно изготовленное в России, неподалеку от расположения потребителя. Лучшим материалом является металл (например, для пишущих инструментов), подойдет также дерево или же обычный пластик местного производства. Упаковкой может быть максимально компактный блистер, подробную инструкцию делаем интерактивной и размещаем в Интернете.
Но самое главное условие экологичности — канцтовары должны служить долго и, по возможности, обеспечивать замену расходных материалов. Например, если это авторучка, то в ней нужно предусмотреть возможность замены пишущего стержня.
Казалось бы, ничего нового в этом подходе нет — именно такими канцтоварами мы пользовались четверть века тому назад (если не считать инструкций в Интернете)? Позже производители канцтоваров приучили нас к «одноразовости» своих изделий, что позволило им поднять продажи. Сейчас же перед индустрией стоит сложная задача — обеспечить экологичность продукции и при этом не потерять прибыль. Быстрый способ — создать маркетинговую шумиху и называть экологически чистыми все товары, для которых важно поднять продажи, и этот способ уже не срабатывает. Потребитель нынче недоверчивый пошел, да и в Интернете информация мгновенно распространяется. Остается более сложный путь — внедрение действительно экологически чистых технологий и разъяснение потребителям их преимуществ. Тем не менее, именно этот пусть отвечает интересам как потребителей, так и поставщиков канцтоваров.
Алексей Васильев, журнал Office File