Почему в развитых странах и производство, и, самое главное, потребление экологичных товаров стало нормой, а у нас еще нет? Что нужно предпринять и государству и бизнесу, чтобы «процесс пошел» быстрее? Как поднять экологическую культуру производителей и потребителей на высокий уровень?
Производство и потребление экологичных товаров связано с разными факторами: политическими, экономическими, социальными. Во многих странах законодательно запрещено производство товаров, содержащих потенциально опасные для здоровья и окружающей среды вещества. Благодаря этому целые товарные ниши могут изначально быть экологичными. Кроме того, стимулирование государственных закупок экотоваров дает преимущество производителям: на первом месте стоит не цена, а экологические факторы (наиболее явно это можно видеть на примере госзакупок в странах Европы). Кроме того, согласно ряду директив (опять же европейских), новые товары должны разрабатываться с учетом экологических требований — это основное проявление концепции экодизайна.
Мы знаем, что в развитых странах остается все меньше производств, которые выносятся в страны развивающиеся. Однако большинство экологически безопасных производств по-прежнему находится как раз в домашних странах. В этой связи экономически выгодно стимулировать и производство, и сбыт местных товаров. Тем более что на нынешнем уровне развития технологий экотовары практически сравнялись по стоимости со своими традиционными аналогами.
При нынешнем конкурентном рынке растут требования не только к качеству товаров, но и к самим компаниям — их принципам работы, в том числе экологическим. Продукция таких компаний, как правило, имеет специальные экологические сертификаты, подтверждающие ее безопасность для человека и окружающей среды.
Важную роль для широкого распространения экотоваров играет экологическое образование и просвещение. Чем больше людей поймет, что лежит в основе экологических проблем, тем выше будет спрос на экологичные товары.
СМИ также вносят существенный вклад в распространение «зеленых» идей и решений, в том числе в сфере экологических товаров. «Зеленые» тренды становятся модными, интересными и, что немаловажно, массовыми. Поэтому мы считаем, что для стимулирования процессов производства и потребления экотоваров необходима работа по всем перечисленным выше четырем направлениям:
— совершенствование экологического законодательства;
— экологическое образование и просвещение;
— поддержка экологически ориентированных компаний, в том числе через госзакупки;
— развитие зеленой тематики в СМИ.
И все-таки, зачем производителям и продавцам иметь в своем ассортименте экологически безупречные товары вообще, и в России в частности, где спрос на них небольшой?
Спрос на экотовары в России растет с каждым годом. И тому есть причины.
Во-первых, для представительств иностранных компаний в России экологическая ответственность — это требование корпоративной политики. И часто ответственные закупки являются необходимой частью такой политики. Многие российские компании — в первую очередь нефтегазовый сектор, энергетика, банки — также постепенно склоняются к более экологичному построению бизнес-процессов, что связано с ростом давления общества на экономику в целом. Однако не только крупные компании, но и предприятия среднего и даже малого бизнеса начинают внедрять различные «зеленые» решения, что дает им новые рынки сбыта среди экоориентированных потребителей и возможность продвижения в «зеленом» товарном секторе в целом.
С точки зрения некорпоративных покупателей мы тоже наблюдаем тенденцию к покупке экотоваров. Это связано с увеличивающейся доступностью их на рынке: конкурентной рыночной ценой, растущим ассортиментом, высоким качеством, безопасностью для здоровья.
Что такое экологический консалтинг? Зачем проводить оценку экологичности товара?
Экологический консалтинг — это анализ жизненного цикла товара от разработки до утилизации и продвижения его с точки зрения критериев экологичности, базирующихся на международных стандартах. Результатом такой работы всегда бывает отчет, в котором подробно рассматриваются преимущества и недостатки товара с точки зрения экологичности. Исследуются процессы на этапах дизайна, производства, упаковки, транспортировки, использования, утилизации, а также продвижения товара, даются рекомендации, что и как можно улучшить на каждом этапе. Например, возьмем такой относительно несложный предмет, как чернографитовый карандаш с ластиком. Добыча металла, производство каучука (натурального или синтетического), производство древесины, краски — вот только несколько процессов, необходимых для производства этого продукта. Все они проходят в разных местах, зачастую очень далеких от места конечного производства, что отражается на транспортных расходах. Нужен ли карандашу ластик? Зависит от его качества. Если он стирает плохо, отламывается при использовании, оставляет грязные следы на бумаге, то лучше обойтись без него — а значит, и без добычи, переработки, доставки и других процессов, негативно сказывающихся на различных ресурсах планеты. Каким транспортом нужно перевозить товары, чтобы воздействие на климат и планету в целом было минимальным? Как можно изменить упаковку, чтобы она была более экологичной? Ответы на эти и десятки других вопросов, как результат трудоемкой аналитической работы, позволяют не только повысить экологичность товара, но и найти экономическую выгоду для производителя и помочь в дальнейшем правильном позиционировании своей продукции на рынке.
Настоящие экологичные канцелярские товары представляют в основном пока западные компании. Они имеют все необходимые сертификаты и строго придерживаются своей экологической политики. Российские производители канцелярских товаров только вступают на этот путь, хотя хорошие примеры есть уже сейчас. Например, уже несколько предприятий по изготовлению карандашей в России получили сертификаты FSC (знак ответственного управления лесами). К сожалению, все еще часто наблюдаются ситуации, когда компания, имея экологический сертификат, никак не доносит сведения о нем до потребителя: информации о сертификате нет ни на сайте, ни в каталоге, ни на самой продукции. А ведь это большой плюс для паблицитного капитала (publicity capital) компании, который, будучи конкурентным преимуществом, может к тому же сыграть важную роль при выборе товара потребителем. В подобных ситуациях тоже может помочь экологический консалтинг.
Можно ли разработать экологичный бренд (продукт) на заказ с нуля? Как это происходит за рубежом? Есть ли такие заказы из России? Сколько это стоит?
Экологичный продукт должен отвечать как минимум следующим критериям: быть безопасным для здоровья, экономить деньги (или не быть дороже, чем обычный товар), снижать количество отходов (в том числе и выбросов СО2), экономить время (или не затрачивать больше, чем при использовании обычных товаров).
Оптимальное решение для оценки экологичности товара или услуги — оценка жизненного цикла (ОЖЦ). Анализ жизненного цикла широко используется для принятия и обоснования решений при изготовлении товаров. Собственно жизненный цикл — это последовательные и взаимосвязанные стадии жизненной системы продукта или процесса, начиная с добычи природных ресурсов и заканчивая утилизацией отходов. Отдельно надо заметить, что под продуктом в ISO14040 понимается не только физический товар, но и услуги, сервисы.
Жизненный цикл продукта включает в себя закрытые производственные циклы, модернизацию цепочки поставок и отслеживание экологического воздействия продуктов и услуг от сырья и поставщиков до производства, распределения, эксплуатации и окончания срока службы. Все эти этапы обязательно учитываются при разработке экологического бренда или продукта.
Таких работ по канцелярским товарам в России пока нет. Если говорить о других группах товаров, то цена такой работы всегда в первую очередь складывается из стоимости химических, физических и биологических исследований, проводимых независимыми лабораториями (токсикологическая безопасность, разложение под действием солнечного света и микроорганизмов почвы и проч.). Очень обобщенно можно сказать, что для продукта, состоящего из небольшого числа составных частей и материалов (например, ручки, а не компьютера), такое исследование будет стоить порядка 300 тысяч рублей.
Что такое «зеленый» магазин? Как на нем можно заработать?
«Зеленый» магазин ведет свою деятельность с минимальным воздействием на окружающую среду, придерживается принципов экологической ответственности как в рамках функционирования собственно магазина (как физического, так и онлайн), так и в ассортиментной политике.
Ассортимент товаров должен включать экосертифицированные товары, товары с содержанием вторичного сырья, товары в минимальной упаковке, а если это возможно — товары, отвечающие всем этим требованиям.
Если магазин «реальный», то идеальным вариантом была бы сертификация магазина как «экомагазина», подтверждающая ресурсо- и энергоэффективность магазина, раздельных сборов отходов, экологичность упаковки и проведение просветительской работы с сотрудниками и покупателями. Если такой возможности нет, то необходимо в любом случае стремиться веcти работу по названным направлениям. Акцент стоит сделать на экопросвещении сотрудников и покупателей, раздельном сборе и передаче на переработку макулатуры и пластика.
Заработать на «зеленом» магазине можно ровно так же, как и в любом другом направлении бизнеса — важно найти свою нишу, покупателя и выработать правильную ценовую политику. Каждый случай индивидуален. В целом можно дать такие общие рекомендации по этому вопросу:
— Работать напрямую с представительствами зарубежных компаний в России, в программы закупок которых обязательно входят «ответственные» или «зеленые» канцелярские товары и бумага.
— Пройти экологическую сертификацию (как уже было сказано, для этого необходимо соответствовать ряду критериев, в том числе по ассортименту, ресурсосбережению, экологическому просвещению сотрудников и клиентов).
— Активно общаться с потребителями, так как многие из них просто не знают о возможности приобретения экологичных товаров.
— Сотрудничать с авторитетными некоммерческими организациями. Они всегда охотно продвигают производителей и продавцов экотоваров, если те могут на деле доказать свою экологичность.
— Заниматься активным продвижением именно экотоваров. Сейчас таких продавцов немного и конкуренция намного ниже, чем среди традиционных магазинов канцелярских товаров.
Какие самостоятельные экологические мероприятия (акции, встречи, спонсорство и т.п.) вы рекомендуете проводить компаниям (производителям, продавцам)? Почему это важно? В каких сторонних мероприятиях компаниям можно было бы принимать участие? Что это дает компании?
Для успешного продвижения экопродукции необходима большая активность со стороны производителей и продавцов. Покупатели (и корпоративные, и индивидуальные) даже сегодня не обладают информацией о преимуществах экотоваров, их цене, свойствах. По нашему мнению, применительно к рынку экотоваров первым шагом компании должно стать информирование и вовлечение потенциальных партнеров и клиентов, и лишь затем — выстраивание ценовой политики.
Среди самостоятельных мероприятий мы рекомендуем следующее:
— Обязательное размещение на сайте информации о преимуществах и особенностях как экотоваров, так и самого производителя (продавца): экологическая политика, план действий, что уже было сделано в этой области.
— Переход на ответственную печать (например, на FSC-сертифицированной бумаге) всех рекламных и информационных материалов и внутренних материалов компании. Это не дороже обычной печати!
— Активное продвижение товаров в социальных сетях — именно там есть шанс найти самую открытую к новым предложениям аудиторию.
— Обязательным является взаимодействие со специалистами и консультантами по ответственных закупкам ваших партнеров, часто они могут не знать возможностей поставщиков в силу стремительного развития рынка.
Необходимо также участие в других мероприятиях, в частности:
— В выставках — как отраслевых, так и экологических. Экологические мероприятия посещает целевая аудитория, уже подготовленная к общению с поставщиками. Особенно интересно и эффективно участие в деловых программах таких выставок.
— Участие в мероприятиях по теме «Зеленый офис». В России они проходят регулярно, в одной только Москве — не менее 4 раз в год. Их посещают сотни специалистов — от ученых до закупщиков экотоваров для больших компаний.
— В экологических конференциях, причем связанных не с промышленностью или экологическим мониторингом, но и со здоровым образом жизни, экологически ответственным поведением, «зелеными» закупками.
— Компания может выступать спонсором мероприятий, посвященных экоофисам. Это не обязательно финансовая поддержка, это могут быть и товары для участников конференции, и информационная поддержка.
— Организация стажировок для студентов, занимающихся жизненным циклом продукции — на примере вашей продукции они могут подготовить свою дипломную работу, а вам достанется прикладная информация для дальнейшего использования.