В этом обзоре речь пойдет о целлюлозной бумаге для набросков от итальянского бренда Fabriano.
Этот производитель довольно известный, с многовековым опытом производства бумаги. Предъявляет высочайшие требования к качеству продукции и соблюдает экологические стандарты. Поэтому сомнений в том, что бумага хорошая, у меня не возникло. Но интересно было понять, для каких техник она подходит, на что способна.
Под маркой Fabriano Accademia выпускается довольно широкий ассортимент продукции: альбомы, склейки, блокноты разных форматов (от А5 до А2) с плотностью бумаги от 120 до 240 г/м2. Бумага меньшей плотности предназначена для сухих техник (карандаш, уголь, пастель, сангина, каллиграфия чернилами и тушью). Более плотные образцы предполагают работу акварелью.
Мне на пробу досталась склейка из 100 листов формата 27*35 см, плотностью 240 г/м2. Сразу скажу по формату: это не походная склейка! 100 листов - это очень много и тяжело.
|
|
|
Эта склейка подходит для студийной работы. Проще сразу отделить лист и рисовать на нём.
В первую очередь хочу отметить очень приятную фактуру бумаги (для меня это очень важный аспект, определяющий с первого взгляда на бумагу, подружусь я с ней или нет). Я бы охарактеризовала её как промежуточный вариант между гладким и средним зерном. Фактура очень ненавязчива, еле заметна. Тем не менее, она ощутима при работе сухими материалами или полусухой кистью.
Благодаря невысокому рельефу поверхности, на Fabriano Accademia оказалось удобно работать тушью и пером.
|
|
|
Бумага оказалась достаточно плотной, не шершавой, не цепляющей перо. Тушь на обратную сторону не просвечивала. Рельеф бумаги даже не помешал сделать штриховку пером и тушью.
Далее я опробовала возможности бумаги при рисовании на ней перьевой ручкой и чернилами. Поскольку бумага достаточно плотная (и фактура напоминает акварельную), я не смогла удержаться и не поэкспериментировать с влажными техниками. Сначала я наносила контурный рисунок перьевой ручкой, заправленной водорастворимыми чернилами, а затем местами штриховала и размывала штриховку с помощью кисти с водой. Результат мне очень понравился: получились наброски в технике «гризайль», когда для художественной выразительности используется тоновая растяжка всего одного цвета.
|
|
|
Обрадовавшись тому, что Fabriano Accademia дружит с водой, я бросилась рисовать городской пейзаж с использованием акварели. И тут меня постигло разочарование: оказалось, что для очень влажных техник эта бумага не подходит: высыхает молниеносно, не позволяя сделать красивые цветовые растяжки, коробится от влаги. Это было вполне предсказуемо, т.к. целлюлоза в большинстве случаев ведёт себя именно таким образом: вполне хороша при немногослойных и не очень влажных работах, но не терпит больших объемов воды и множества слоев краски. Этюд вышел крайне неудачным ввиду несоответствия применяемых техники и материала. Но для Вашего понимания я всё же решилась сфотографировать его и показать.
|
|
|
Чтобы немного «отойти» от неудачи, я решила поделать наброски в любимой манере: контур водостойким материалом (тушью, чернилами или линером) плюс акварель. Контурный рисунок делается сразу же, без карандашного наброска, довольно быстро и живо. И дальше расцвечивается акварелью в 1-2 слоя.
Наброски на фотографиях сделаны с помощью водостойкой туши, пера и акварели. В основном, там присутствуют 1-2 слоя акварели, в некоторых местах 3-4 слоя. Мне очень понравился и процесс и результат.
|
|
|
Хотелось бы отметить хорошее качество проклейки волокон бумаги: даже при многослойной работе не образовывались катышки (как это порой случается с целлюлозной бумагой). Как и любая целлюлоза, Fabriano Accademia не поглощает пигмент. Краска остаётся на поверхности бумаги. Это и плюс, и минус. Плюс в том, что цвета остаются более яркими, есть возможность частично смыть краску (например, в тех местах, где нужно высветлить уже закрашенные участки). Минус: при нанесении нового слоя краски поверх уже закрашенного участка есть риск потревожить кистью первый слой и получить грязь при смешении. В этом случае следует действовать аккуратно, мягкой кистью, не тереть бумагу, а легко накладывать мазки. Резюмируя, я бы хотела отнести эту бумагу к прекрасным образцам для скетчинга. Универсальность Fabriano Accademia в работе с разными графическими материалами очень порадовала. Думаю, что листы из этой склейки я использую для того, чтобы сшить себе походный скетчбук. Не самая большая плотность бумаги позволит включить в него много листов. А сочетание разных техник на этой бумаге обеспечит красивые развороты скетчбука.
|