Издательский дом «Проф-Пресс» является своего рода притчей во языцех на канцелярском рынке. Пока деятельность компании бурно обсуждается в кулуарах и на форумах, она с энтузиазмом
осваивает новые направления, усиливает ресурсы и укрепляет и без того успешную стратегию. Результат – издательский дом «Проф-Пресс» входит в число лидеров и имеет интенсивно растущие
позиции в других сегментах. Два года назад гостеприимные ростовчане уже встречали КД на своей
территории: тогда мы увидели огромный котлован на месте планируемого производственно-складского комплекса – грандиозного по размерам и мощности. Честно говоря, проект показался претенциозным. Спустя два года мы снова приехали в гости к «Проф-Пресс» и обомлели. Затем перевели
дух, пообщались с коммерческим директором компании Александром Шалай и решили: безумству
храбрых споем мы песню.
|
|
– Александр, прежде всего, спасибо
за гостеприимство. А теперь к делу. За
два года вы построили гигантский производственно-складской комплекс. Даже
мы удивились! В нем легко можно затеряться. Расскажите, что он собой представляет, в чем его особенности?
– Не за что, мы всегда рады вас видеть.
В этом году мы ввели в эксплуатацию 15 000
кв.м. производственно-складских мощностей . Если говорить в целом, то компания
базируется на 34 000 кв.м., из них 2 000
кв.м. – это офисные помещения, 13 000
кв.м. – производство, 19 000 кв.м. – склады.
При этом в Ростове у нас есть книжные склады. Там останутся только арендуемые площади (порядка 5 000 кв. м.). Но в ближайшем будущем – уже в следующем году – мы
планируем приобретение новой территории
и тогда сможем полностью уйти от аренды. – Какими машинами можете похвастаться? Что из техники приобрели за последний год?
– На данный момент у нас свыше 100 единиц техники – это, главным образом, немецкие и итальянские машины. В марте
2015 года мы поставили новый Bielomatik,
который выдает в среднем 460 000 мелколистных тетрадей в сутки. Если говорить
о 48истных тетрадях, то получается порядка 240 000 единиц продукции в сутки.
Также в этом году мы установили новую
книговставочную машину Colbus BF530, два
автоматических высекальных пресса марки
Bobst, восемь термопласт-автоматов, одну
экструзионно-выдувную машину. В настоящий момент устанавливаем фальцевально-оклеивающую машину марки Bobst. – А какиео новые направления появились?
– Да, и не одно. В этом году мы организовали производство карточных игр. Честно говоря, я давно мечтал об этом, потому что
люблю карточные игры. Кроме того, мы открыли новое направление по товарам для
праздника и открыткам под торговой маркой MILAND. Стали выпускать пазлы. Мы
и раньше их делали, но в этом году вышли
на сумасшедшую производительность. Еще
одно направление, которое мы развиваем, –
швейное. Сейчас мы вышли уже на достаточно серьезный уровень, производим порядка
200 000 изделий в месяц. Основные товары
в этой группе – пеналы, папки для тетрадей,
папки для труда, мешки, фартуки.
|
– В чем уникальность вашего производства? Что эдакое есть у вас, чего нет ни
у кого на рынке?
– Уникальность прежде всего в том, что мы
– единственная на сегодняшний день компания на канцелярском рынке России, которая
может предложить столько видов изделий,
видов обработок и такое количество готовой
продукции. Если говорить о постпечатном
оборудовании, то у нас есть свое тиснение,
свой глиттер, ламинатор (горячий и холодный), свой конгрев и т.д. Обложки: мягкий
и твердый переплет, есть и интегральный переплет – изделия с интегральным переплетом мало кто делает на российском рынке.
Перечислять можно долго. Главное в том,
что мы – единственная фабрика, которая может производить АБСОЛЮТНО ВСЕ. – Какова средняя производительность
предприятия?
– Смотря в каком сегменте. Допустим,
мы можем делать не менее 150 млн штук общих и школьных тетрадей в год. Продукции
на скрепке (раскраски, брошюры, книги учета и т.д.) – около 24 млн штук в год, изделий
из пластика (по направлению «игрушка») –
около 15 млн. Изделий с твердой обложкой
(дневники, записные книжки, блокноты и т.д.)
мы выпускаем 18 млн. в год. «Фишка» в том,
что 99% всего объема выпускаемой продукции – это товары собственной ТМ. – Во время нашей прошлой встречи вы
говорили, что аккуратно относитесь к работе с лицензиями. Тем не менее в пакете
у вас немало лицензий…
– На самом деле, тогда мы были в стадии
переговоров с Disney и я не хотел опережать события. А в целом с лицензиями мы
работаем уверенно. Основные ставки, безусловно, делаем на Disney, Marvel, Hello Kitty.
Также у нас есть Angry birds и Tom & Jerry.
Вообще присматриваемся, конечно, наблюдаем, что может выстрелить. | |
|
– По факту: работа с лицензиями – это
веяние моды или они действительно хорошо продаются?
– Лицензии продавать нелегко, они априори дороже. Однако лицензированная продукция – это своеобразная «фишка», то,
что отличает тебя от других игроков рынка.
Кроме того, на успешной лицензии можно
неплохо проработать полгода и даже год.
Угадать тяжело, но когда долго работаешь
с лицензиями, начинаешь лучше понимать,
что может выстрелить. Мы активно развиваем это направление.
|
– Какое развитие по другим направлениям планируете в будущем году?
– По всем товарным группам мы продолжаем интенсивно развивать ассортимент.
Если говорить о бумбеле, то в настоящий
момент у нас около 3000 SKU. В следующем
году планируем увеличить до 3800 SKU.
По текстилю, как я уже отмечал, мы вышли на скорость 200 000 изделий в месяц.
Сегодня у нас порядка 350–400 наименований в этом сегменте. Пока это пеналы,
папки, фартуки и мешки. В дальнейшем
мы рассматриваем возможность появления
в нашем ассортименте и рюкзаков. Третье
направление – пластик. Здесь тоже идет
активное развитие. Уже первая канцелярская продукция из пластмассы появится
в феврале 2016 г. Книжное производство,
разумеется, также развивается. Сегодня
ИД « Проф-Пресс» – №1 в сегменте детской
литературы по ассортименту, объему выпускаемой продукции и количеству продаж.
По игрушкам ассортимент уже 2000 наименований, также мы быстрыми темпами усиливаем новое производство, докупая новое
оборудование каждые шесть месяцев. По
еще одному новому направлению – товары
для праздника и открытки – будем расти
и продвигаться. К счастью, 95% продукции
мы можем производить сами. В августе
ТМ MILAND исполнился 1 год. Ассортимент
сейчас насчитывает 1500 наименований,
к следующему году планируем довести
до 3600 SKU. – Давайте немного остановимся на пластике. Сейчас вы производите игрушки
из этого материала. А когда планируете
ввести в ассортимент школьный пластик?
– С февраля уже появятся линейки и стаканы-непроливайки, в течение года введем остальные позиции школьного пластика в наш ассортимент. Если все получится,
то в 2017 году будем выводить на рынок
уже офисный пластик: папки, держатели,
веера и пр. – Какие игрушки, кроме пластиковых,
еще производите?
– Настольные игры, пазлы и новый сегмент – игральные карты. Игрушки – мое
любимое направление. Кстати, по игрушкам
мы потихоньку начинаем входить в число
лидеров.__ – Чем рынок игрушек принципиально
отличается от канцелярского?
– Другие законы, другие отсрочки, другая
конкуренция – на игрушечном рынке она жестче. Федералов-игрушечников, в разы больше, чем федералов-канцелярщиков. В каждом
областном центре есть оптовик, который сам
экспортирует товары из Китая. По количеству
игроков этот рынок перенасыщен гораздо сильнее. Сам рынок на 80% состоит из импортной
продукции и только на 20% – из отечественной. Потому что работать на рынке тяжело,
очень давит Китай.
|
|
– О каком направлении работы «ПрофПресс» мы бы ни говорили, получается,
что в каждом вы либо уже лидируете,
либо близки к лидерству. В чем секрет?
– Мы просто любим то, чем занимаемся. – Так все говорят.
– Все, может, и говорят, а мы любим.
Мы – южные люди, у нас чувства сильнее
(улыбается). Если говорить серьезно, то
один из ключевых факторов успеха компании – это слаженный и, не побоюсь этого
слова, преданный компании коллектив. Подавляющее большинство наших сотрудников рассматривают работу в компании как
возможность самореализации и развития
своего творческого потенциала. Костяк компании сложился уже довольно давно, у нас
практически нет текучки кадров, многие сотрудники связывают свою карьеру и даже
жизнь именно с нашей компанией.
Еще один фактор успеха – максимальная лояльность по отношению к нашим
клиентам. Мы всегда готовы войти в положение клиента, поддержать его в любой
трудной ситуации, стремимся обеспечить
максимально качественный сервис в работе
с каждым клиентом. При таком подходе нам
из года в год удается укреплять партнерские
отношения, выходить на качественно новые
уровни сотрудничества и как следствие увеличивать наше присутствие в ассортименте
наших партнеров.
Ну и, мы никогда не останавливаемся
на достигнутом. Заняв лидирующие позиции в какомо определенном сегменте, мы
начинаем выходить на новые рынки, развивать новые направления. Так было с книгами,
канцелярией, игрушками. Сейчас мы ставим
перед собой цель добиться таких же успехов
на рынке открыток и товаров для праздника. – А как же кризис? Как работается в таких условиях?
– Естественно, ситуация с курсом валют
влияет на рынок. Бумажные комбинаты
будут, скорее всего, еще поднимать цены,
и производители не смогут долго держать
прежние прайсы. Всем надо просто приготовиться к этому. Что касается отсрочек.
Весной на «Скрепке» производители почти
поголовно говорили о том, что не будут давать закладки. Что случилось? Все равно все
давали закладки, потому что от этого никуда не деться. У тебя есть товар, его надо
реализовывать, фабрику не остановишь.
Если ты не дашь закладку, ее даст другой
и т.д. Просто теперь люди делают это осторожнее, не так легко, как раньше. В любом
случае, из каждой ситуации можно извлечь
плюс. Даже из кризиса. И мы стараемся
это делать. – По-вашему, готов рынок бумбела, например, к появлению еще одного крупного игрока?
– Готов, просто кому-то скорее всего придется уйти или сократиться. Вопрос в другом: рынок всегда меняется, мы тоже в свое
время появились достаточно неожиданно.
Поэтому все возможно. – Можно уже подвести итоги этого
сезона?
– Да. Я считаю, что никаких катастрофических провалов и падений, которых все
так боялись, не произошло. Сказать, что год
запомнился валом банкротств, нельзя. Кризис в каком-то смысле даже сыграл на руку
участникам рынка: многие перестраховались и в итоге только приобрели от этого.
Посмотрим, что будет в декабре. Окончательные итоги сезона будут ясны тогда.
|
|
– В сентябре ваша компания поедет
на Сибирский канцелярский форум. Что
будете там представлять, о чем говорить?
– Ключевая цель для нас там – переговоры с нашими партнерами. Расскажем о своих планах, покажем интересные наработки.
Любопытно побывать на новой площадке.
Думаю, что все получится. – Александр, и последний вопрос, который нельзя не задать, находясь у вас
в гостях и видя ту махину, которой вы
управляете. Как вам все это удается?
– Я скажу так: нельзя всем управлять.
Каждый управляет лишь частью. И наш
успех во многом связан с профессионализмом сотрудников. Грамотный подбор персонала, правильная стратегия, делегирование
полномочий – вот инструменты эффективного управления. Мы взращиваем сотрудников сами, обучаем их, даем возможность
продвигаться по карьерной лестнице и т.д.
Персонал сегодня – это, пожалуй, основное.
|
|