Далеким предком карандаша можно считать головешку от костра, которой первобытный человек мог рисовать на стене пещеры. Сохранились сведения, что графитовые стержни для письма и рисования существовали уже в Древней Греции. Но с закатом античности они были забыты, как, впрочем, и многое другое. Самое простое решение этой проблемы — пользоваться древесным углем: скажем, взять обгоревший прутик и рисовать. Правда, это способ для детей, а не для профессионалов. Им же рекомендовалось нарезать сухие и тонкие ивовые палочки длиной с ладонь, обстругать, заточить их с обеих сторон, подобно веретену, и связать в пучки. Затем рецепт гласил: «Возьми новый горшок и положи в него столько, чтобы горшок был полон. Затем возьми крышку и замажь ее глиной, чтобы сделать горшок непроницаемым для дыма. Вечером пойди к булочнику, когда он кончит работу, поставь этот горшок в печь и оставь его там до утра, а утром посмотри, хорошо ли угли прожжены и достаточно ли они черны». Это рекомендация из «Трактата о живописи» Ченнино Ченнини, итальянского живописца эпохи Возрождения. Но, несмотря на эти ухищрения, уголь все равно остается углем — он осыпается с бумаги, пачкает руки, легко размазывается.
Там же, во Франции, попробовали смешать обычную сажу от ламп с белой глиной — получился так называемый парижский карандаш, или «соус». В отличие от природного итальянского карандаша он был мягче и меньше царапал бумагу. Сегодня палочки-карандаши соуса делают из мелкого порошка угля и сажи, в которые добавляют очень слабый клей.