Отношение к окружающей действительности для взрослых и детей неодинаково. Родители и учителя часто, став взрослыми, забывают детские образы и приобретают уверенность, что знают, как необходимо вести себя с ребенком. Но стоит хотя бы иногда пытаться взглянуть на мир иначе…
Удивительные дети
Дети удивительные существа, они, в отличие от всезнающих и скучных взрослых, каждый день открывают что-то новое вокруг себя. Малыши любознательны, наблюдательны, им есть дело буквально до всего. Ругать ребенка, который сломал пульт от телевизора, пытаясь разобраться, как он устроен, не только неправильно, но и бессмысленно он просто не поймет разгневанного отца, не свяжет результат своих «исследований» с источником его гнева.
Центр вселенной
Одним из определяющих свойств детской психологии на первых нескольких сознательных годах жизни является так называемая центрированность мышления. Это означает, что малыш никак не сможет посмотреть на мир с точки зрения, отличной от его собственной. Он, подобно средневековым астрономам, считавшим, что Земля является центром мироздания, полагает, что все на свете вращается вокруг него. Это не эгоизм и не заблуждение это естественное состояние детской психики лет до шести-семи.
Мир, каким его видит ребенок
Давайте попробуем проанализировать творения малыша, который, взяв в руки набор цветных карандашей, увлеченно рисует окружающую действительность. Она разительно не похожа на реальный мир, и дело не только в том, что ребенок еще толком не умеет рисовать. Просто таким он его видит. Но речь сейчас не об этом. Дети частенько комментируют свои творения вслух, даже если их никто об этом не просит. И уж точно смогут четко объяснить каждую деталь рисунка ни одна из них не создается зря.
- «Вот это я иду по земле. Вот деревья, когда я иду, они стоят на месте. А вот это, смотри, солнышко. Оно все время идет за мной по небу».
- «Это я на необитаемом острове. Я потерялся, а вот плывет корабль меня спасать».
- «Я нарисовал папу, он приехал из командировки и привез мне подарки. Он всегда туда ездит, чтобы что-нибудь мне привезти интересное».
Таких примеров можно привести великое множество. Причем детская центрированность мышления вполне благополучно сочетается с искренней любовью к родителям, которая также часто находит отражение в рисунках малышей. Эта любовь не зависит от разницы в мировосприятии у двух поколений, она проявляется на подсознательном, биологическом уровне. Когда ребенок взрослеет, данный уровень уступает место более сложным. Дитя постигает взрослые реалии мира, постепенно начинает понимать, что не является в нем главным, что есть социум, есть обязанности, есть правда и ложь…
Надо уметь понимать детей
Фантазии уступают место действительности. Но и изначальная, несознательная любовь к маме и папе теряет главенствующее значение, на смену ей приходит осознанное чувство. А оно уже вполне может зависеть от поведения родителей в предыдущие периоды жизни ребенка. Попытки навязывать свое мнение, наказывать, ругать могут отрицательно сказаться на детской любви. Поэтому и возникают этапы «трудных», «переходных» взаимоотношений. Понимая особенный язык ребенка с самого его рождения, их вполне можно избежать.
Узнайте больше о продукции для детского творчества в КАТАЛОГЕ.