Александр Скопин, руководитель отдела исследований рынка канцелярских товаров GfK
Подводя и анализируя итоги 2017 года, всё же, канцелярский рынок падает, растет или «топчется» годами на месте?
Прошедший 2017 год был явно непростым для рынка канцтоваров. С одной стороны, по итогам года мы наблюдаем стабильный спрос, а с другой — падение в денежном выражении более чем на 8%1, что говорит о переходе потребителей на более дешевый товар.
Как и в предыдущие кризисы последний сделал рынок более эффективным. Мы наблюдаем движение в сторону консолидации и укрупнения компаний на рынке. Крупные компании наращивают оборот, отвоевывая рынок у небольших региональных игроков. Те компании, которые не смогли оптимизировать свои процессы — не пережили его.
В ближайшие годы нас ждет дальнейшее укрупнение, активная региональная экспансия и диверсификация бизнеса.
Какие макро-факторы сильно влияют на наш рынок и каким образом?
На рынок влияет целый ряд факторов:
— Снижение реальных располагаемых доходов населения, которое продолжается четвертый год подряд, что и приводит к тенденции даунтрейдинга. За 2017 год снижение составило 1,7%.
— Падение рождаемости. Согласно данным Росстата в 2017 году родилось на 10,9% меньше детей, чем в 2016 году. Показатели прошедшего года стали самыми низкими за последние 5 лет, что в долгосрочной перспективе может повлиять на спрос.
— Диджитализация и сокращение бумажного документооборота, что уже приводит к сокращению спроса на канцелярские товары в западных странах. Подобная тенденция ждет в ближайшие годы и Россию.
Видны ли драйверы роста, в каких нишах?
Интернет-канал, который благодаря отсутствию ограничения физического пространства, предлагает намного больше различных товаров, чем традиционные магазины, может стать источником роста бизнеса.
До недавних пор интернет-каталог у российских канцелярских компаний был инструментом продаж преимущественно корпоративным клиентам.
На Западе специализированные интернет-магазины уже давно работают с розничными клиентами и имеют в ассортименте не только канцтовары.
Как «ведут» себя ценовые сегменты (низкий, средний, премиальный)? Потребитель все еще значительно чувствителен к цене?
Покупатель больше не следует за брендом, а ищет баланс цены и качества, в связи с чем мы наблюдаем падение спроса на брендированную продукцию при росте доли собственных и эксклюзивных торговых марок сетей и дистрибуторов (доля в штуках уже превысила 75%, в деньгах — превысила 60%).
Скорее всего эта тенденция продолжится в 2018 году.
Так же стоит обратить внимание на увеличение самого количества брендов, причём как дешевых, так и премиальных. Мы ожидаем обострение конкуренции и борьбу за полку и потребителя во всех ценовых сегментах. Это позволит потребителю вести себя более избирательно, и, следовательно, игроки на рынке будут искать стратегии стимулирования покупок.
Много споров по поводу сезонности продаж. Назовите наиболее активные месяцы продаж в 2017 году? Произошло ли смещение школьного сезона на сентябрь?
Пиковый месяц индустрии канцтоваров — по-прежнему август. Неспециализированный ретейл стал более агрессивен в школьный сезон и «отъедает» продажи у специализированной розницы.
В августе 2016 года доля фудовых сетей была 26%, в августе 2017 — уже 30%.
К началу сентября неспециализированный ретейл сворачивает школьные базары и сезон «начинается» у специализированных магазинов.
Считается, что товары для творчества (в том числе детского) постоянно растут в продажах. Это так?
Из товаров для творчества в сегменте канцтоваров, мы аудируем цветные карандаши, фломастеры и мелки. По ним по итогам 2017 года мы наблюдаем падение спроса в штуках более чем на 5%, при падении в деньгах более чем на 10%.
Думаю, что должен сработать эффект отложенного спроса, поэтому ожидаю рост в этом сегменте в течении ближайших лет.