В психологии есть такой термин «готовность к школе». Она делится на познавательную, физическую и психологическую. Физическую проверят врачи в поликлинике, а об остальных придётся думать вам — с помощью или без специалистов.
1. Попробуйте понять, интересно ли ребёнку узнавать новое. Школа — это не только социализация и приучение к правилам взрослой жизни. Это ещё и новые знания. Если ребёнок ничем не интересуется — значит к школе он не готов. Возможно, его естественную любознательность уже успели убить. Нужно срочно любознательность возрождать или поддерживать — гулять в парках, наблюдать за животными, что-то разбирать/собирать, вместе читать и так далее.
2. Проверьте зрительно-двигательную координацию. В первом классе (и следующие 10 лет) придётся много писать. Для этого и нужны хорошие «связи» между рукой и глазами. Если они не наработаны, ребёнку может быть тяжело в школе. Необязательно писать с ним в прописях — можно вязать, распутывать клубки, проходить лабиринты. Это тоже хорошая подготовка.
3. Проверьте логическую память. Умеет ли ребёнок запоминать не механически, а осмысленно. Детей часто заставляют учит наизусть стихи. Это хорошо, но в данном процессе работает только механическая память. При этом в школе часто нужна логическая — запоминать порядок действий и понимать, зачем одно действие должно идти за другим. Это пригодится и в решении математических задачек, и в бытовых заданиях в школе и дома.
4. Насколько развито аналитическое мышление. Способен ли ребёнок выявлять связи между предметами и явлениями. Мышление в школьном возрасте становится ведущим познавательным процессом и ему нужно помогать. Первоклассник должен делить целое на части и понимать, как они связаны между собой. Например, как устроен человек и как связаны между собой органы тела.