Стандарт на школьную форму: мнение эксперта
Предварительный национальный стандарт (ПНСТ) на школьную форму планируется утвердить в следующем году. Об этом «Известиям» рассказал министр промышленности и торговли Денис Мантуров. В документе будут указаны требования к прочности и стойкости материалов, воздухопроницаемости ткани и подкладки. Они должны быть более строгими, чем нормы для обычной детской одежды, пояснили «Известиям» в Росстандарте. Там отметили, что ПНСТ принимается для того, чтобы проверить новые требования на практике до утверждения ГОСТа. По оценкам экспертов, сегодня до 80% рынка одежды для учащихся заполнено некачественными и небезопасными вещами.
Мы попросили прокомментировать новость об ужесточении требований для школьной формы нашего эксперта Евгения Мазина, хорошо знакомого читателям KidsOboz по обзорам национальных стандартов на детскую и школьную продукцию.
- Евгений, о чем вообще идет речь?
- Вот и мне интересно. Если исходить из текста новости, Роскачество разрабатывает некий национальный стандарт на качественные характеристики и потребительские свойства школьной формы. При этом, если судить по приведенным в статье комментариям ответственных лиц, данный стандарт будет устанавливать преимущественно требования к материалам школьной формы. Что очень странно по, как минимум, двум причинам.
- А в чем странности?
- Во-первых я не уверен что специалисты Роскачества столь же осведомлены и компетентны в этих вопросах как, скажем, отраслевые научные институты и организации Минздрава и Минпросвещения. Не говоря уже об организациях-членах профильных национальных технических комитетах по стандартизации продукции текстильной и легкой промышленности.
А во-вторых школьная форма - это готовое изделие, а материал – лишь одна из составных частей изделия. Странность здесь заключается в том, что вообще обычно сначала определяют и согласуют нормативные требования к сырью и материалам, и лишь потом - к готовым изделиям из них. Практического смысла в стандарте, определяющем требования к конкретным свойствам тканей в готовых изделиях в отсутствие стандартов на эти ткани или, как минимум фактического наличия таких тканей с объективно доказанными и подтвержденными свойствами, нет. Прописывая в таком стандарте изначально завышенные требования - в надежде на ткани, которых еще не существует в реальности или которые, в лучшем случае, выпускает всего пара-тройка изготовителей в мире, на выходе получим документ не имеющий никакой прикладной ценности.
Отсюда два сугубо практических вопроса. Первый – из каких источников разработчики собираются брать включаемые в стандарт нормативные характеристики материалов? Второй – есть ли доказательная база, объективно подтверждающая состоятельность предлагаемых разработчиками состава и нормативных значений показателей этих характеристик?
Национальный стандарт, даже предварительный, это не сборник смелых идей и благих намерений, а достаточно жестко формализованный и базирующийся исключительно на фактах и реалиях технический документ. Про какие-либо глобальные научные исследования характеристик текстильных материалов для школьников лично я не слышал. Не исключаю что они могли быть, но что-то сомневаюсь.
- Получается что этот предстандарт – документ «на перспективу»?
- Похоже на то. Причем эта перспектива с не очень понятными целями, результатами и эффектами - как для изготовителей, так и для детей и их родителей. Стоит понимать, что каждое дополнительное требование прибавляет к цене изделия. И каждое необоснованное дополнительное требование на практике выливается в ограничение конкуренции в чьих-то меркантильных интересах и еще большем росте цен. А озвученные планы запретить называться школьной формой изделиям не отвечающим требованиям ПНСТ вполне может привести к банальному монополизму на фоне снижения доступности формы для большинства потребителей. Разумеется, данные соображения не касаются вопросов безопасности – требования по безопасности детской одежды и используемых для нее материалов безусловны к исполнению и несоответствующая им продукция в принципе не должна присутствовать на рынке. Но это вопрос технического регулирования а не стандартизации.
- Ваши рекомендации в этой связи?
- Быть последовательными. Начать с НИР, в рамках которой определиться какие характеристики и свойства школьной формы и материалов для нее являются обоснованными и существенными для детей и их родителей. Понять какие существующие материалы в целом или частично отвечают этим потребностям и проработать их характеристики с изготовителями, через профильные национальными техническими комитетами по стандартизации – ТК 412, ТК 442 и т.д.. Провести ОКР - отработать и протестировать базовые модели формы. Доказать их состоятельность и фактическое наличие выраженного положительного эффекта по сравнению со старыми моделями. И лишь после этого заниматься ее стандартизацией.
![]() |
19 августа 2019 14:58 Евгений Мазин |

19 августа 2019 13:23 Интересующийся |

![]() |
19 августа 2019 11:52 Евгений Мазин |

19 августа 2019 10:27 Интересующийся |

![]() |
15 августа 2019 16:41 Евгений Мазин |
Вдогонку к сказанному хочу добавить, что на данный момент на территории стран Таможенного союза официально действуют ГОСТ 25294-2003 "Одежда верхняя платьево-блузочного ассортимента. Общие технические условия" и ГОСТ 25295-2003 "Одежда верхняя пальтово-костюмного ассортимента. Общие технические условия". Они определяют, в частности, требования к детским (школьным) юбкам, брюкам, пиджакам, жилетам повседневной носки. Их никто не отменял и, мало того, они включены в перечень НТД применяемых в целях обеспечения соблюдения ТР ТС 007/2011. В силу этого, все рассуждения на тему качества и безопасности указанной категории продукции на данный момент состоятельны лишь в привязке к этим документам, до момента внесения в них изменений или исключения решением Коллегии ЕЭК. Остальное - ни о чем и может быть оспорено в судебном порядке.

- «Преимущество Скрепка Экспо – в ее развитии и...03.04.2025 18451
- Михаил Руслов: «Выставка Скрепка удобна нашим...21.03.2025 2599
- Прожектор светодиодный с датчиком движения 50 Вт,...25.04.2025 49
- Прожектор светодиодный с датчиком движения 30 Вт,...25.04.2025 58
- Прожектор светодиодный с датчиком движения 20 Вт,...25.04.2025 58