Мы попросили прокомментировать новость об ужесточении требований для школьной формы нашего эксперта Евгения Мазина, хорошо знакомого читателям KidsOboz по обзорам национальных стандартов на детскую и школьную продукцию.
- Евгений, о чем вообще идет речь?
- Вот и мне интересно. Если исходить из текста новости, Роскачество разрабатывает некий национальный стандарт на качественные характеристики и потребительские свойства школьной формы. При этом, если судить по приведенным в статье комментариям ответственных лиц, данный стандарт будет устанавливать преимущественно требования к материалам школьной формы. Что очень странно по, как минимум, двум причинам.
- А в чем странности?
- Во-первых я не уверен что специалисты Роскачества столь же осведомлены и компетентны в этих вопросах как, скажем, отраслевые научные институты и организации Минздрава и Минпросвещения. Не говоря уже об организациях-членах профильных национальных технических комитетах по стандартизации продукции текстильной и легкой промышленности.
А во-вторых школьная форма - это готовое изделие, а материал – лишь одна из составных частей изделия. Странность здесь заключается в том, что вообще обычно сначала определяют и согласуют нормативные требования к сырью и материалам, и лишь потом - к готовым изделиям из них. Практического смысла в стандарте, определяющем требования к конкретным свойствам тканей в готовых изделиях в отсутствие стандартов на эти ткани или, как минимум фактического наличия таких тканей с объективно доказанными и подтвержденными свойствами, нет. Прописывая в таком стандарте изначально завышенные требования - в надежде на ткани, которых еще не существует в реальности или которые, в лучшем случае, выпускает всего пара-тройка изготовителей в мире, на выходе получим документ не имеющий никакой прикладной ценности.
Отсюда два сугубо практических вопроса. Первый – из каких источников разработчики собираются брать включаемые в стандарт нормативные характеристики материалов? Второй – есть ли доказательная база, объективно подтверждающая состоятельность предлагаемых разработчиками состава и нормативных значений показателей этих характеристик?
Национальный стандарт, даже предварительный, это не сборник смелых идей и благих намерений, а достаточно жестко формализованный и базирующийся исключительно на фактах и реалиях технический документ. Про какие-либо глобальные научные исследования характеристик текстильных материалов для школьников лично я не слышал. Не исключаю что они могли быть, но что-то сомневаюсь.
- Получается что этот предстандарт – документ «на перспективу»?
- Похоже на то. Причем эта перспектива с не очень понятными целями, результатами и эффектами - как для изготовителей, так и для детей и их родителей. Стоит понимать, что каждое дополнительное требование прибавляет к цене изделия. И каждое необоснованное дополнительное требование на практике выливается в ограничение конкуренции в чьих-то меркантильных интересах и еще большем росте цен. А озвученные планы запретить называться школьной формой изделиям не отвечающим требованиям ПНСТ вполне может привести к банальному монополизму на фоне снижения доступности формы для большинства потребителей. Разумеется, данные соображения не касаются вопросов безопасности – требования по безопасности детской одежды и используемых для нее материалов безусловны к исполнению и несоответствующая им продукция в принципе не должна присутствовать на рынке. Но это вопрос технического регулирования а не стандартизации.
- Ваши рекомендации в этой связи?
- Быть последовательными. Начать с НИР, в рамках которой определиться какие характеристики и свойства школьной формы и материалов для нее являются обоснованными и существенными для детей и их родителей. Понять какие существующие материалы в целом или частично отвечают этим потребностям и проработать их характеристики с изготовителями, через профильные национальными техническими комитетами по стандартизации – ТК 412, ТК 442 и т.д.. Провести ОКР - отработать и протестировать базовые модели формы. Доказать их состоятельность и фактическое наличие выраженного положительного эффекта по сравнению со старыми моделями. И лишь после этого заниматься ее стандартизацией.