Главный категорийный менеджер по школьной и деловой галантерее Группы компаний «Самсон» Никита Филатов рассказал об изменениях рынка школьного и молодёжного текстиля в 2024 году и обозначил модные тенденции ранцев и рюкзаков сезона 2025!
Какие изменения на рынке школьного и молодежного текстиля произошли в 2024 году? Как за 2024 год поменялся спрос на рюкзаки и школьные ранцы и объемы продаж этой продукции?
С 2023 года и по настоящее время на рынке наблюдается активный рост ассортимента рюкзаков и школьных ранцев. И если сравнивать доли этого сегмента, то на данный момент более значимую долю на рынке, безусловно, занимают рюкзаки (городские, молодежные, декоративные и др.). Причем очень часто почти все виды рюкзаков позиционируются как школьные. Следует отметить, что не все такие рюкзаки предусмотрены для учеников начальной школы, потому что они могут нанести вред осанке ребенка. Для учеников начальных классов, как правило, приобретаются жесткокаркасные ранцы. Это обосновано тем, что у таких ранцев более эргономичная спинка, и ее анатомическая конструкция не зря внушает доверие родителям. Большинство наших ранцев имеют заключение НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в которых установлено, что их конструкция способствует формированию здоровой осанки у школьников. Поэтому мы со своей стороны рекомендуем использовать именно каркасные ранцы для детей начальной школы.
Но, как известно, детям свойственно подражать взрослым, и очень многие уже в первый класс идут с мягкими рюкзаками. Мы, в свою очередь, наблюдая повышенный спрос на рюкзаки для начальной школы, разрабатываем новые серии, где учитываем все потребности маленьких школьников: это и безопасность, и эргономичность, и комфорт. В настоящий момент можно смело утверждать, что спрос на мягкие рюкзаки значительно превышает спрос на каркасные ранцы, и эта тенденция будет лишь набирать обороты.
Что касается молодежных рюкзаков, то спрос на них тоже только растет. Ведь с рюкзаками ходят сейчас не только школьники и студенты – мы отмечаем стремительный рост целевой аудитории, что непосредственно влияет долю рынка этого сегмента. Более того, наблюдая этот повышенный спрос, в сезоне 2024 мы презентовали новый бренд HEIKKI, в котором представлен широкий ряд различных моделей молодежных рюкзаков. Можно смело сказать, что многолетний опыт работы ГК САМСОН позволяет оперативно реагировать на любые изменения рынка, быстро подстраиваясь под спрос и наращивая объемы продаж во всех его сегментах.
Какие факторы — долгосрочные и среднесрочные — оказали, на ваш взгляд, влияние на спрос в 2024 году?
Основные факторы, которые оказывают влияние на спрос - это рождаемость, платежеспособность населения и конкуренция. И, если на рождаемость мы со своей стороны повлиять не можем, то высокая конкуренция в нашем сегменте дает нам своего рода стимул: возможность работать над улучшением качества своей продукции при сохранении конкурентного ценообразования. Именно поэтому мы уделяем такое большое внимание качеству и безопасности нашей продукции, начиная от используемых материалов и заканчивая получением специальных заключений, подтверждающих уровень качества наших изделий. Более того, школьный и молодежный текстиль наших торговых марок представлен в разных ценовых сегментах, что позволяет нам полностью закрывать потребности наших клиентов в зависимости от их платежеспособности.
Если же рассматривать 2024 год в целом, следует отметить рост покупательской активности, что напрямую повлияло на спрос. А мы, в свою очередь, анализируя этот повышенный спрос, оперативно развиваем направление школьной и деловой галантереи, перестраиваясь и делая упор на те модели, которые более востребованы в данный момент. Так, например, наблюдая повышенный спрос на мягкие рюкзаки, мы активно расширяем ассортимент и в 2025 сезоне представим более 20 новых серий рюкзаков.
Какова сезонность на этом рынке? Претерпевает ли она какие-либо изменения?
Если говорить о сезонности, то она, безусловно, присутствует, но больше всего это касается жесткокаркасных школьных ранцев, которые в основном приобретают к началу учебного года. Более того, не все готовы менять ранец в начале каждого учебного года. Ведь благодаря качественным материалам, большой вместимости и регулировки ранца по росту ребенка срок службы наших товаров гораздо больше одного школьного сезона. Но при этом все дети хотят быть в тренде и просят родителей ежегодно покупать ранец с новым дизайном. Ну а мы со своей стороны к каждому сезону выпускаем новую коллекцию школьного текстиля, созданную с учетом последних тенденций и направлений в моде. Но как правило, спад продаж школьных ранцев мы замечаем уже сразу после 1 сентября – и это объяснимо.
Рюкзаки в этом плане более универсальны и не подвержены такой остросезонности, потому что их можно использовать не только для школы, но и для прогулок, путешествий или, например, для спортивных секций. Именно за счет этой универсальности сейчас и возникает такой перекос в сторону мягких рюкзаков, ведь современный ритм жизни диктует новые условия. И даже многие девушки уже отказываются от дамских сумочек в пользу мягких рюкзаков, что позволяет им чувствовать себя комфортно при любых обстоятельствах.