|
«Агрессивная территориальная экспансия федеральных игроков,
в том числе в небольшие города, – одна из главных угроз, которая
волнует сегодня все региональные компании», – такое сообщение на
форуме портала kanzoboz.ru сразу нашло отклик среди канцелярщиков.
Немудрено, ведь отводить глаза и недооценивать масштабы этой
проблемы больше просто невозможно.
|
| Виктор Желваков |
Предыдущее десятилетие ознаменовалось выходом на
российский рынок нескольких крупных торговых сетей,
в том числе «Метро». С тех пор сам собой встал вопрос о
сохранении независимой, частной канцелярской розницы. Но
первая волна некоторого испуга сменилась пониманием того,
что резкого коллапса произойти не может, и сети не сметут
одной левой привычные магазины с насиженных мест. Виктор
Желваков, генеральный директор ТД «Канцелярские товары»,
город Омск, рассказывает: «На розницу, конечно, влияют торговые сети, они берут ценой, массовым предложением, интересными акциями. Определенную часть розницы они у нас
забрали. Но дистанционное управление сетями из Москвы
гораздо менее гибкое, чем наша работа «на местах». Мы ближе к покупателю, и люди, сходив несколько раз в гипермаркет,
потом все равно пришли закупаться к нам в привычный канцелярский магазин. Они высказывают свои пожелания, а мы на
них, естественно, реагируем более оперативно». Так уверенно, несмотря на медленное, но все более заметное вытеснение региональной розницы с канцелярского рынка, рассуждает большинство региональных компаний крупной
и средней руки. К битве за место под солнцем, да и просто
место для существования, в последние три-четыре года подключились также федеральные игроки, с рвением осваивающие региональный рынок. Может ли идти речь о добрососедских отношениях с покупателями и близости высшего начальства, когда в противовес
этим очаровательным удобствам ставится огромный опыт в
маркетинге, точный просчет самых ходовых позиций, слаженная работа менеджеров и акции, направленные на конечного
покупателя, прочный финансовый тыл и узнаваемое игроками
рынка имя? |
| Евгений Жуков |
Евгений Жуков, генеральный директор компании « Авантрейд», г. Краснодар, говорит о том, что розница пока все же
остается за «местечковым» каналом сбыта. Однако, возникает другая проблема: некорректное поведение федеральных
игроков и производителей, жертвующих своим добрым именем ради удобства работы с закупщиком: «Некоторые компании не брезгуют вести конкуренцию с собственными покупателями, при условии несоблюдения раннее принятых на себя
обязательств и договоренностей». Региональные компании, с которыми нам удалось обсудить
эту больную для канцелярского рынка тему, обращают внимание на то, что по старой дружбе и мудро подходя к сохранению
заработанного доброго имени и процветания, не все производители идут на уступки федералам и ведут себя с ними порой достаточно жестко. «Некоторые производители действительно ведут себя некорректно. Но стоит обратить внимание,
что федеральные канцелярские компании порой распродают товар, сильно занижая цену, даже не согласовывая такие акции с
производителем, – подчеркивает Виктор Желваков. – Последним, конечно, удобнее работать с федералами: отгрузил ему товар и забот
не знаешь, только требуй вовремя деньги. А мы здесь, в регионах,
видим то, что происходит, и уже высказываем поставщикам: почему
крупные компании проводят несогласованную с рынком политику,
цены берут непонятно откуда? Часто производители пытаются такие
вопросы регулировать, с некоторыми это получается, а с некоторыми доходит вплоть до разрыва отношений. Я хочу сказать, что тот
производитель, который хочет сохранить свои позиции, по моему
мнению, проводит свою политику, и она в конечном итоге окупается.
Если же идти на поводу у федералов и торговых сетей, то, в конечном
счете, производитель останется без прибыли». |
Как всегда при работе над острой темой, которая возникает на почве нечистой и нечестной игры некоторых участников рынка, с респондентами, готовыми откровенно ответить на вопросы редакции,
возникла большая проблема. Одна из региональных компаний просто подтвердила готовность погибать и прогибаться под существующее критическое положение вещей, сказав, что нет смысла Моське лаять на Слона, а тема эта всем давно печально известна. А вот
крупные поставщики и производители, например, аргументировали
свое нежелание общаться с журналистом даже тем, что это строго
конфиденциальная информация. Это притом, что комментарии, запрашиваемые «Канцелярским Делом» у федеральных компаний, не
выходили за рамки заранее оговариваемого списка вопросов о причинах и объемах выхода в конкретные регионы, того, в каком виде
эта работа будет осуществляться (оптовый склад, корпоративное обслуживание, розничная торговля) и планов на будущее в этом ключе. Что ж, такая прохладная встреча в ответ на попытку найти компромисс и ответ на вопрос жизни и смерти многих региональных
игроков только показывает объемней циничную позицию мастодонтов отечественного канцелярского рынка. Но молчание регионалов,
которым мы также пытались задать несколько вопросов, далеких от
претензии на скандальность, в основном о состоянии рынка в отдаленных от нас концах страны, поведении там, у них на глазах, поставщиков и федеральных игроков… О какой борьбе за покупателя
силами духа традиций может идти речь, когда не предпринимаются
никакие действия, никакие намеки на перемены не видны, а видны
лишь междусобойчики на страницах Интернет-ресурса?
|
Аноним на профессиональном канцелярском
форуме портала kanzoboz.ru (пунктуация и орфография сохранены):
«Федералы, точнее, две компании (Рельеф
и Самсон) – сегодня самая большая угроза
канцелярскому рынку. Комус уже давно в
регионах. Он прочно занял свою нишу. Если
останутся две компании, как о том непрестанно говорит Рельеф (очевидно речь идет
о Рельефе и Комусе), то ситуация, возможно,
стабилизируется. Российские производители
заплатят за это своей доходностью. Но до
этого момента будет много региональных
банкротств и неплатежей. За это также заплатят производители. Компанию им составят
импортёры, банкротства и неплатежи которых также частично лягут на плечи производителей. Различные ТЗГ, разплодившиеся
под лозунгом объединения во имя борьбы с
Федералами тоже внесут свою лепту в снижение доходности производителей и укрепят
позиции других федералов (то есть, своих учредителей). Сети никого из вышеупомянутых
участников нашего рынка не спасут, а только
потянут на дно.
Вобщем, счастье, наверное, будет, когда
останутся два оптовика! Вопрос в том, как дожить до этого счастья, чтобы воспользоваться
его плодами?..» |
Текст:
Мария Гурова
журнал "Канцелярское Дело" . |