|
Книгу в ее традиционном виде притесняет
Всемирная Сеть и электронные гаджеты,
заменяющие привычные, но неудобные и
недолговечные переплеты бумажных книг. Какие
меры предпринимают игроки книжного рынка,
чтобы удержаться на плаву? Как распределяются
роли разных групп товаров на их прилавках? |
Буквы в цифрах |
Согласно данным, опубликованным на официальном сайте
Российской книжной палаты, в течение первого полугодия 2012
года было выпущено 57 745 наименований книжной продукции,
что на 8,2% ниже, чем за 6 месяцев прошлого года (тогда Книжной палатой было зарегистрировано 62 886 наименований книг
и брошюр). Общий тираж зарегистрированных в организации изданий
составил 251 млн 833 тысяч экземпляров, а объем выпуска в
печатных листах-оттисках – 2 969 млн 086 тысяч. Эти показатели ниже прошлогодних на целых 13,5%. Соответственно, снизился и размер среднего тиража – на
4,3% до уровня 4 400 экземпляров.
Количество компаний, осуществляющих издательскую деятельность в России на данный момент, составляет 4 243, их
число сократилось на 1,8%. Снижение общего тиража стало для отечественного книжного рынка устойчивой тенденцией в последние 4 года. В 2009
году спад по этому показателю составил 5,8%, в 2010 – 9,6%, а
по итогам 2011 года было отмечено падение выпуска книг на
6,3%. Что касается другого показателя – числа выпущенных
наименований, то его снижение зарегистрировано впервые за
последние несколько лет. Интересен тот факт, что данные Российской книжной палаты разнятся с информацией другого статистического органа
– Федеральной службы государственной статистики, которая
на протяжении всего первого полугодия 2012 года регулярно
отчитывалась о росте в секторе книжной полиграфии. В частности, согласно последним данным Росстата, за первые пять
месяцев текущего года выпуск книг в стране вырос на 7,4%.
Согласно официальной статистике, опубликованной в последнем докладе Роспечати «Книжный рынок России. Состояние,
тенденции и перспективы развития. 2011», общее падение тиражей в стране, начиная с 2008 года, когда было издано в целом по
стране 760,4 миллиона экземпляров книг и брошюр, составило
порядка 20%, в 2010 году объем рынка составил всего 653,8 миллиона экземпляров. Впрочем, это не сильно отражается на объемах рынка, так как цены на книги продолжают расти. |
Всемирная паутина |
Не стоит думать, что происходящее с бумажными книгами – только российская история. От лица украинских издателей
достаточно оптимистичные итоги подводит Дмитрий Зубаха,
начальник отдела розничной торговли издательской книготорговой компании «САММИТ-КНИГА»: «Действительно сильно падали продажи книг два-три года назад, закрылось множество
магазинов, государственные сети. Но я считаю, что падение не
будет продолжаться, просто продажи книг составят половину
книжных прилавков, а половину – другие товары, в том числе и
канцелярские. В целом, я думаю, что продажи остановятся на
сегодняшнем уровне». Книжная индустрия всего мира столкнулась со сменой парадигмы, вызванной приходом электронных носителей и сети
Интернет во все сферы жизни. На прошедшей в середине октября 2011 года крупнейшей международной книжной ярмарке
во Франкфурте все внимание уделялось кризисным явлениям
на рынке бумажной литературы, а также формированию рынка
электронных книг и борьбе с пиратством. Пока, по мнению экспертов, на долю электронных книг приходится значительно менее 1% общего объема российского
рынка. Для сравнения – в США, которые лидируют на рынке
электронного книгоиздания, он составляет 8% от общего рынка, объем которого оценивается в 25-30 миллиардов долларов.
Но кроме падения продаж традиционной книги – первой реакции на появление в массовом обиходе электронных ридеров
– как будет меняться ситуация с течением времени? Ведь может случиться и так, что авторы откажутся от издателей, издательства изменят привычные схемы распространения и будут
все охотнее использовать интернет-ресурс, или встанут под
крыло таких гигантов, как Apple или Google… |
Сказочный рынок |
Кризис российского книжного рынка в меньшей степени затронул сегмент детской литературы, и сейчас эксперты внимательно следят за тенденцией к чтению у подротсков и детей.
Судьба всей издательской индустрии может оказаться зависимой от того, отстоит ли молодежная литература свои позиции
или окончательно проиграет Интернету. Согласно данным Российской книжной палаты, число детских
книг сократилось с 131,9 миллиона экземпляров в 2010 году до
102,6 миллионов в 2011 году. Общее падение тиражей с 2008 года
составило порядка 20%, а в 2012 году падение продолжилось и
составило порядка 10%. Стабильному спросу на детскую литературу способствует и то,
что детские книги пока не переводят в электронный формат. Это
не так легко, как с книгами «для взрослых», ведь детская книжка
часто совмещает в себе историю и развивающие элементы, для
нее характерны аппликации и объемные иллюстрации к каждому
действию по ходу сюжета. Все же по сравнению с США, в России тратят на детские книги значительно меньше. Издатели поясняют, что когда идет coedition
англоязычного детского бестселлера – одновременное
издание оригинала и переводов в разных странах, то в США, например, выпускают 50 тысяч экземпляров, а в России – лишь 15
тысяч. Как бы ни стремились издатели пропагандировать новую российскую и современную иностранную литературу, вкусы у большинства российских родителей весьма консервативны: Пушкин,
Чуковский и Барто. По данным издателей, 80% выпускаемых в
России книг – классика, и лишь 20% – современная детская литература. На Западе соотношение обратное. Переводная литература составляет примерно 30% от всех изданий, при этом некоторые мировые бестселлеры попадают на российские прилавки
с опозданием почти в полвека! Права на мировые бестселлеры не дешевы, у издателей просто
может не хватить денег, но с российскими-то авторами проблем
нет – они все получают от 8% до12% с тиража. Более того, права
на некоторых современных российских авторов охотно покупают
за рубежом. Нет проблем и с художниками-иллюстраторами.
Однако, наличие как иностранной, так и российской качественной современной литературы (на которую как раз и сделали
ставку большинство независимых издателей детских книг), а также спрос на нее со стороны продвинутых родителей, не изменили
расстановку сил на книжном рынке. Одна из основных проблем, говорят издатели, в том, что для
двух третей населения качественная детская литература просто
недоступна – из-за проблем с распространением. После того как
в последний кризис разорилась «Топ-книга», система распространения оказалась под контролем крупных издательских холдингов, которым, конечно, совсем не интересно распространять
продукцию конкурентов. |
Всюду сопутствуют |
Все игроки российского книжного рынка, вне зависимости от
своего благополучия в настоящее непростое для книги время,
уделяют все большее внимание канцелярским товарам. Традиционно книжные магазины всегда торговали канцелярскими
товарами и открытками. Сейчас активно и повсеместно в ассортимент также вводят сувениры и игрушки, товары для творчества. Но по-прежнему канцелярские принадлежности являются
главным подспорьем, не столько сопутствующим, а скорее в ногу
идущим с непосредственно книжной продукцией. Именно канцелярский сегмент, в основном школьного ассортимента, на настоящий момент увеличили в своих магазинах основные книжные
торговцы до 20–30%. Эксперты книжно-издательского бизнеса, так же как специалисты канцелярского рынка, в один голос говорят о главной причине слияния двух ниш: самостоятельная канцелярская розница
не привлекает конечного покупателя. Дмитрий Нестеренко, директор компании «Канцбург», резюмирует: «Люди заходят в канцелярский розничный магазин в преддверии школьного сезона, и
то – основной набор необходимых школьнику принадлежностей
вместе с учебниками можно купить в книжной лавке. В книжных
магазинах, так же как в сетях, человек просто чаще бывает. Кроме того, карандаши и ручки все-таки товар не первой необходимости, расход его относителен, и покупатель чаще приобретает
канцелярские мелочи «заодно» с основной покупкой. На этом во
многом и строится рентабельность неспециализированных прилавков, предлагающих канцелярские товары». Очевидная, на первый взгляд, ситуация на книжном рынке
– бумажные носители устаревают, электронные ридеры приходят им на смену, литературный контент для них размещается в
сети Интернет – оказывается не столь однозначной. По мнению
некоторых специалистов области, снижение продаж книг носило временный характер, и теперь, достигнув нормального для
современного развития технологий уровня, падение спроса на
традиционный ассортимент книжных магазинов остановится. В
новых условиях развиваться книжная розница будет, скорее всего, все же немного не так, как раньше. Определенные сегменты,
не теряющие своей актуальности на прилавках, сопутствующие
товары, привычные для покупателя именно на кассе книжного
магазина – любая стратегия, способная свести на нет потери
книготорговцев, имеет шанс на флагманские позиции. Канцелярские товары, в свою очередь, уже занимают в «братском» книжном сегменте чуть ли не половину ассортимента. От
того, как будет развиваться ситуация на книжном рынке, зависит
погода на канцелярском небосклоне. В случае новых кризисных
встрясок одновременное обострение внимания к канцтоварам
сразу нескольких особо крупных игроков из книжного бизнеса
изменит кардинально расстановку сил на рынке канцелярском.
А сейчас, сверяясь со статистикой, опытом других стран и аналитикой профессионалов, остается только наблюдать за ходом
событий и реакцией на происходящее покупателей, ведь именно
спрос рождает и регулирует любое предложение. |
Текст: Мария Гурова
журнал "Канцелярское Дело" |