|
В ООО «Европапир» произошла смена руководства. С 1 сентября
2010 года новым генеральным директором назначен г-н Энгстром
Ян Хуго. В свой последний рабочий день, 31 августа, г-н Стеффен
Смеенк подвел итоги пятилетней работы в компании и поделился
с нами своими представлениями и впечатлениями о российском
рынке бумаг. |
– Господин Смеенк, с чем связано ваше решение покинуть
«Европапир»?
– Закончился срок моего контракта. Я провел на посту генерального директора «Европапира» пять с половиной лет и более
семи лет прожил в России, пришло время сделать выбор. Сейчас
компания находится в хорошем состоянии, и я решил, что надо
уйти победителем. Я возвращаюсь на родину, в Голландию. – До «Европапира» вы работали в российском подразделении Esselte. На каком из двух рынков вы чувствовали себя…
так скажем, более комфортно – на канцелярском или бумажном?
– Каждый рынок имеет свои особенности. Во время своей
работы в Esselte я обратил внимание на то, что канцелярщики, будь то партнеры или конкуренты, хорошо относятся друг
к другу – как коллеги. Немного другая атмосфера на оптовом
бумажном рынке. Коллегиальные отношения здесь так легко
не складываются. Есть, конечно, Содружество бумажных оптовиков, но оно состоит всего из четырех компаний: «Регент»,
«Дубль В», «Петробумага», «Европапир». – Это действующая организация?
– Да, действующая, несмотря на малое число участников.
Есть общие интересы, обмен информацией и некоторые взаимные обязательства. Например, мы договорились о том, что
если клиент не платит одному из участников, другой участник
не будет продавать неплательщику товар. Усилиями Содружества не так давно удалось добиться снижения пошлин на мелованную бумагу с 15-ти до 5-ти процентов. Рынок форматной бумаги цели содружества не затрагивают. |
|
– В чем вы видите основные особенности российского рынка бумаг и его
отличия от аналогичных европейских
рынков?
– В России интересно то, что оптовый бумажный и канцелярский
рынки пересекаются. «Комус», «Регент», И.Т.И, «Рельеф-Центр» –
хороший пример компаний, которые занимаются и дистрибуцией
форматной бумаги, и дистрибуцией канцелярских товаров. Это любопытная модель, которая в Европе, конечно, существует, но не так
развита, как в России. В западных странах есть крупные корпоративные дистрибьюторы, которые работают по каталогу во всей Европе – например, Lyreco; Staples – в Америке. Они покупают бумагу
напрямую у производителей. В Европе есть и бумажные оптовики
(Map Antalis, например), которые занимаются исключительно дистрибуцией бумаги. Но для них форматная бумага играет не самую
важную роль – может быть, 10% из ассортимента. Для сравнения: в
«Европапир» форматная бумага составляет 50% ассортимента. Не
менее важна она и для многих других российских компаний. – По вашим подсчетам, как сегодня распределяются доли
рынка форматной бумаги?
– За последние год-два рынок изменился, внес свои коррективы
кризис. Огромные объемы потеряло «ПроБюро», уменьшил продажи офисной бумаги «Регент», ослабел «Кондор», наращивали
объемы «Комус», «Европапир», «Рельеф-Центр», стабильно продавала компания И.Т.И, вдруг вырвался ФАРМ. На сегодняшний день
лидирует «Комус». Дальше идут «Европапир», И.Т.И. Воздержусь
приводить цифры, так как они быстро меняются. – За счет чего компании «Европапир» удалось во время кризиса нарастить объемы?
– Прежде всего, благодаря нашей стратегии. За два года мы
открыли шесть удаленных складов. Это нужно не только для
офисной бумаги, но и для лучших продаж полиграфической
бумаги и картона. По специальным бумагам клиенты требуют
определенные форматы и определенные плотности. Например,
невозможно заказывать из Москвы две или три паллеты дизайнерской бумаги, когда ты находишься в Красноярске или Омске.
Поэтому очень важно иметь складской запас ближе к клиенту. |
– Во время кризиса все говорили о резком падении спроса
на полиграфические сорта бумаги, поскольку объем печати
резко уменьшился. Вы этого на себе не ощутили?
– Да, действительно, в 2009 году падение на полиграфическом рынке было существенное – до 30-40%. В то время как рынок форматной бумаги был более или менее стабилен – общий
объем снизился не более чем на один процент. Наша стратегия позволила
нам не потерять
объемов и по полиграфическим сортам бумаги. На
сегодняшний день у «Европапира»
по-прежнему работают десять филиалов в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге, Ставрополе, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Саратове, Новосибирске, и еще шесть удаленных складов в Волгограде, Воронеже,
Тюмени, Пензе, Уфе и Казани.
– Новый бренд «Европапира» SmartLine был выведен на рынок
как раз перед кризисом. Как отразился 2009 год на его развитии
и продвижении? С какими целями был создан SmartLine?
– Мы вывели его на рынок до кризиса, и цели были довольно
конкретные – приблизить импортную бумагу по уровню цен и
спросу к продукции отечественных производителей. Продавая
бумагу от производителей, контролировать качество бумаги и
ценовую политику достаточно сложно, а мы хотели иметь на
рынке собственный бренд. Бумага, выпускаемая под брендом SmartLine, производится
Stora Enso и IP. Это действительно хороший проект. SmartLine
присутствует и в центральной, и в восточной Европе, не только
в России. Но именно здесь он развивается особенно активно.
Стоит добавить, что в семейство SmartLine входит белая бумага А (Jet), В (Universal), С (Office) классов, дизайнерская бумага
SmartLine Top Style в форматах А4, SRA3 и конверты DL. В прошлом году мы запустили в продажу широкоформатные роли
SmartLine LFP для лазерной и струйной печати. В ближайшее
время появится ряд новых продуктов под брендом SmartLine. У нас очень хорошая молодая команда. Именно для дизайнерских и полиграфических бумаг «Европапир» создал специальный склад в Москве, чтобы нашим заказчикам было удобнее с нами работать. Поэтому нам проще добавлять новые
позиции.
– Специальную бумагу выгоднее продавать, чем белую? Многие жалуются, что на форматку слишком низкие наценки...
– Конечно, на первый взгляд, рынок специальных бумаг выглядит куда более привлекательно… Но при этом мелкие объемы, низкая оборачиваемость и значительные расходы! Надо
иметь большие складские запасы и ждать заказы. С форматной
бумагой все сложнее. Наценки действительно минимальные.
– В чем, на ваш взгляд, заключается специфика работы на
российском рынке? В чем основные преимущества и основные трудности?
– Трудности – большие расстояния. Россия огромная страна.
Все требует времени. При таком низком уровне доходности, как
на рынке бумаг, самое главное – организовать логистику. И еще
один очень важный фактор: хорошие отношения с клиентами.
Здесь все строится на личных взаимоотношениях. В России ситуация менее стабильна, чем в Европе, надо понимать и принимать риски: все хорошо – и вдруг провал, проблемы, клиенты не в состоянии вовремя заплатить. Что делать? |
|
Закрывать продажи этому клиенту или идти навстречу? В кризис этот
вопрос вставал практически ежедневно. Мы стараемся наладить с
клиентами такие связи, чтобы быть партнерами и в горе и в радости.
– Много ли клиентов компания потеряла в кризис?
– Не очень много. Но случаев банкротства, конечно, стало больше.
– Каких регионов в основном коснулись проблемы?
– Мне кажется, в основном Поволжского, Уральского. Что касается
Южного региона, то, похоже, его кризис затронул менее всего.
– Сибирь?
– В Сибири в целом тоже были определенные сложности. Но мы начали в Новосибирске три года назад, и с тех пор только растем там.
– Если подвести итог вашей пятилетней работы в «Европапире», что
вы могли бы отнести к своим личным достижениям?
– Когда я пришел в компанию, она была убыточной. Незадолго до
этого «Европапир» купил бывшие филиалы СЛПК. Каждый филиал имел
статус отдельного юридического лица, не было централизованной системы управления. В 2003 году филиалы лишились права эксклюзивно
продавать продукцию Сыктывкарского комбината, то есть, по сути, потеряли основной источник дохода. Каждый день из-за них наши продажи падали. Я решил, что все подразделения надо соединить в одну
структуру, и с этого момента начал строить новую компанию. Если сеть
нормально работает, можно добавлять новые позиции. На тот момент
ассортимент «Европапира» насчитывал 10 продуктов. Сегодня – это
около четырех тысяч позиций.
Сейчас «Европапир» успешная и стабильная компания, чему я очень
рад. Начиная реструктуризацию, очень важно понять, где и как в период перемен ты будешь терять, где и как зарабатывать. Обрести это
понимание, видеть картину в целом на годы вперед – это довольно
сложно. И самое главное, надо убедить всех, что после преодоления
сложностей обязательно придет успех. Если тебе верят и идут за тобой
– это значит, что половина пути уже пройдена.
– Чем вы планируете заняться после ухода из «Европапира»?
– Вернусь на родину и в консалтинг. С консалтинга и аудита я начинал свою карьеру в крупнейшей компании KPMG, затем создал свою
собственную консалтинговую фирму. Потом восемь лет проработал в
крупной торговой компании, занимаясь ее реструктуризацией и нарабатывая опыт, который я смог применить здесь, в России.
– Если вам снова предложат работу в России, вы согласитесь?
– Если речь пойдет о консалтинге, с удовольствием соглашусь. Я не
собираюсь разрывать свои связи с Россией. Буду приезжать. Но постоянно здесь жить не планирую, это маловероятно.
– Что помогало вам все эти годы, проведенные в чужой стране?
– Со мной вместе жена. Почти все свое время я проводил на работе,
а она нашла здесь свое новое увлечение. Прежде была преподавателем английского языка, а стала художником. Пишет маслом и делает
бронзовые статуэтки, причем ее подход к этому уже можно назвать
профессиональным. Мы регулярно организовывали выставки работ,
последнюю намереваемся сделать перед отъездом, у нас дома. Надеюсь, что она продолжит свои занятия и в Голландии. Мы оба нашли
здесь занятия по душе, и оба чувствовали, что это было очень интересное время, которое навсегда останется в нашей памяти. |
| Энгст Ян Хуго |
С 1 сентября 2010 года генеральным дирек-
тором ООО «Европапир» назначен господин
Энгстром Ян Хуго.
Энгстром Ян Хуго уроженец Швеции. Бизнесобразование получил в Университете г. Уппсала
(Швеция) и затем в Оклахомском университете
(США). Работал в Германии, Франции, Великобритании. 13 лет проработал в международном химическом концерне Rohm and Haas (в настоящее время
Rohm and Haas является частью Dow Chemicals) и в
1996 году приехал в Россию, в Санкт-Петербург, чтобы открыть представительство и возглавить компанию. В 1999 году перешел на работу в российский
офис компании M-Real на позицию генерального
директора. С сентября 2010 года – генеральный
директор ООО «Европапир». Ян живет в России уже
14 лет, прекрасно говорит по-русски. Увлекается
спортом и охотой. |
|
|