АО "Гамма ТД" , ИНН: 7722789813, ERID: LjN8KG7ZJ
Рекомендуем
Случайное КанцФото
20 декабря 2010

Стеффен Смеенк: Если тебе верят и идут за тобой – это значит, что половина пути уже пройдена

Стеффен Смеенк
Стеффен Смеенк
В ООО «Европапир» произошла смена руководства. С 1 сентября 2010 года новым генеральным директором назначен г-н Энгстром Ян Хуго. В свой последний рабочий день, 31 августа, г-н Стеффен Смеенк подвел итоги пятилетней работы в компании и поделился с нами своими представлениями и впечатлениями о российском рынке бумаг.
– Господин Смеенк, с чем связано ваше решение покинуть «Европапир»?
– Закончился срок моего контракта. Я провел на посту генерального директора «Европапира» пять с половиной лет и более семи лет прожил в России, пришло время сделать выбор. Сейчас компания находится в хорошем состоянии, и я решил, что надо уйти победителем. Я возвращаюсь на родину, в Голландию.
– До «Европапира» вы работали в российском подразделении Esselte. На каком из двух рынков вы чувствовали себя… так скажем, более комфортно – на канцелярском или бумажном?
– Каждый рынок имеет свои особенности. Во время своей работы в Esselte я обратил внимание на то, что канцелярщики, будь то партнеры или конкуренты, хорошо относятся друг к другу – как коллеги. Немного другая атмосфера на оптовом бумажном рынке. Коллегиальные отношения здесь так легко не складываются. Есть, конечно, Содружество бумажных оптовиков, но оно состоит всего из четырех компаний: «Регент», «Дубль В», «Петробумага», «Европапир».
– Это действующая организация?
– Да, действующая, несмотря на малое число участников. Есть общие интересы, обмен информацией и некоторые взаимные обязательства. Например, мы договорились о том, что если клиент не платит одному из участников, другой участник не будет продавать неплательщику товар. Усилиями Содружества не так давно удалось добиться снижения пошлин на мелованную бумагу с 15-ти до 5-ти процентов. Рынок форматной бумаги цели содружества не затрагивают.
Стеффен Смеенк
Стеффен Смеенк
– В чем вы видите основные особенности российского рынка бумаг и его отличия от аналогичных европейских рынков?
– В России интересно то, что оптовый бумажный и канцелярский рынки пересекаются. «Комус», «Регент», И.Т.И, «Рельеф-Центр» – хороший пример компаний, которые занимаются и дистрибуцией форматной бумаги, и дистрибуцией канцелярских товаров. Это любопытная модель, которая в Европе, конечно, существует, но не так развита, как в России. В западных странах есть крупные корпоративные дистрибьюторы, которые работают по каталогу во всей Европе – например, Lyreco; Staples – в Америке. Они покупают бумагу напрямую у производителей. В Европе есть и бумажные оптовики (Map Antalis, например), которые занимаются исключительно дистрибуцией бумаги. Но для них форматная бумага играет не самую важную роль – может быть, 10% из ассортимента. Для сравнения: в «Европапир» форматная бумага составляет 50% ассортимента. Не менее важна она и для многих других российских компаний.
– По вашим подсчетам, как сегодня распределяются доли рынка форматной бумаги?
– За последние год-два рынок изменился, внес свои коррективы кризис. Огромные объемы потеряло «ПроБюро», уменьшил продажи офисной бумаги «Регент», ослабел «Кондор», наращивали объемы «Комус», «Европапир», «Рельеф-Центр», стабильно продавала компания И.Т.И, вдруг вырвался ФАРМ. На сегодняшний день лидирует «Комус». Дальше идут «Европапир», И.Т.И. Воздержусь приводить цифры, так как они быстро меняются.
– За счет чего компании «Европапир» удалось во время кризиса нарастить объемы?
– Прежде всего, благодаря нашей стратегии. За два года мы открыли шесть удаленных складов. Это нужно не только для офисной бумаги, но и для лучших продаж полиграфической бумаги и картона. По специальным бумагам клиенты требуют определенные форматы и определенные плотности. Например, невозможно заказывать из Москвы две или три паллеты дизайнерской бумаги, когда ты находишься в Красноярске или Омске. Поэтому очень важно иметь складской запас ближе к клиенту.
– Во время кризиса все говорили о резком падении спроса на полиграфические сорта бумаги, поскольку объем печати резко уменьшился. Вы этого на себе не ощутили?
– Да, действительно, в 2009 году падение на полиграфическом рынке было существенное – до 30-40%. В то время как рынок форматной бумаги был более или менее стабилен – общий объем снизился не более чем на один процент. Наша стратегия позволила нам не потерять объемов и по полиграфическим сортам бумаги. На сегодняшний день у «Европапира» по-прежнему работают десять филиалов в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге, Ставрополе, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Саратове, Новосибирске, и еще шесть удаленных складов в Волгограде, Воронеже, Тюмени, Пензе, Уфе и Казани.
– Новый бренд «Европапира» SmartLine был выведен на рынок как раз перед кризисом. Как отразился 2009 год на его развитии и продвижении? С какими целями был создан SmartLine?
– Мы вывели его на рынок до кризиса, и цели были довольно конкретные – приблизить импортную бумагу по уровню цен и спросу к продукции отечественных производителей. Продавая бумагу от производителей, контролировать качество бумаги и ценовую политику достаточно сложно, а мы хотели иметь на рынке собственный бренд.
Бумага, выпускаемая под брендом SmartLine, производится Stora Enso и IP. Это действительно хороший проект. SmartLine присутствует и в центральной, и в восточной Европе, не только в России. Но именно здесь он развивается особенно активно. Стоит добавить, что в семейство SmartLine входит белая бумага А (Jet), В (Universal), С (Office) классов, дизайнерская бумага SmartLine Top Style в форматах А4, SRA3 и конверты DL. В прошлом году мы запустили в продажу широкоформатные роли SmartLine LFP для лазерной и струйной печати. В ближайшее время появится ряд новых продуктов под брендом SmartLine.
У нас очень хорошая молодая команда. Именно для дизайнерских и полиграфических бумаг «Европапир» создал специальный склад в Москве, чтобы нашим заказчикам было удобнее с нами работать. Поэтому нам проще добавлять новые позиции.
– Специальную бумагу выгоднее продавать, чем белую? Многие жалуются, что на форматку слишком низкие наценки...
– Конечно, на первый взгляд, рынок специальных бумаг выглядит куда более привлекательно… Но при этом мелкие объемы, низкая оборачиваемость и значительные расходы! Надо иметь большие складские запасы и ждать заказы. С форматной бумагой все сложнее. Наценки действительно минимальные.
– В чем, на ваш взгляд, заключается специфика работы на российском рынке? В чем основные преимущества и основные трудности?
– Трудности – большие расстояния. Россия огромная страна. Все требует времени. При таком низком уровне доходности, как на рынке бумаг, самое главное – организовать логистику. И еще один очень важный фактор: хорошие отношения с клиентами. Здесь все строится на личных взаимоотношениях.
В России ситуация менее стабильна, чем в Европе, надо понимать и принимать риски: все хорошо – и вдруг провал, проблемы, клиенты не в состоянии вовремя заплатить. Что делать?
Стеффен Смеенк
Стеффен Смеенк
Закрывать продажи этому клиенту или идти навстречу? В кризис этот вопрос вставал практически ежедневно. Мы стараемся наладить с клиентами такие связи, чтобы быть партнерами и в горе и в радости.
– Много ли клиентов компания потеряла в кризис? – Не очень много. Но случаев банкротства, конечно, стало больше.
– Каких регионов в основном коснулись проблемы? – Мне кажется, в основном Поволжского, Уральского. Что касается Южного региона, то, похоже, его кризис затронул менее всего.
– Сибирь? – В Сибири в целом тоже были определенные сложности. Но мы начали в Новосибирске три года назад, и с тех пор только растем там.
– Если подвести итог вашей пятилетней работы в «Европапире», что вы могли бы отнести к своим личным достижениям? – Когда я пришел в компанию, она была убыточной. Незадолго до этого «Европапир» купил бывшие филиалы СЛПК. Каждый филиал имел статус отдельного юридического лица, не было централизованной системы управления. В 2003 году филиалы лишились права эксклюзивно продавать продукцию Сыктывкарского комбината, то есть, по сути, потеряли основной источник дохода. Каждый день из-за них наши продажи падали. Я решил, что все подразделения надо соединить в одну структуру, и с этого момента начал строить новую компанию. Если сеть нормально работает, можно добавлять новые позиции. На тот момент ассортимент «Европапира» насчитывал 10 продуктов. Сегодня – это около четырех тысяч позиций. Сейчас «Европапир» успешная и стабильная компания, чему я очень рад. Начиная реструктуризацию, очень важно понять, где и как в период перемен ты будешь терять, где и как зарабатывать. Обрести это понимание, видеть картину в целом на годы вперед – это довольно сложно. И самое главное, надо убедить всех, что после преодоления сложностей обязательно придет успех. Если тебе верят и идут за тобой – это значит, что половина пути уже пройдена.
– Чем вы планируете заняться после ухода из «Европапира»? – Вернусь на родину и в консалтинг. С консалтинга и аудита я начинал свою карьеру в крупнейшей компании KPMG, затем создал свою собственную консалтинговую фирму. Потом восемь лет проработал в крупной торговой компании, занимаясь ее реструктуризацией и нарабатывая опыт, который я смог применить здесь, в России.
– Если вам снова предложат работу в России, вы согласитесь? – Если речь пойдет о консалтинге, с удовольствием соглашусь. Я не собираюсь разрывать свои связи с Россией. Буду приезжать. Но постоянно здесь жить не планирую, это маловероятно.
– Что помогало вам все эти годы, проведенные в чужой стране? – Со мной вместе жена. Почти все свое время я проводил на работе, а она нашла здесь свое новое увлечение. Прежде была преподавателем английского языка, а стала художником. Пишет маслом и делает бронзовые статуэтки, причем ее подход к этому уже можно назвать профессиональным. Мы регулярно организовывали выставки работ, последнюю намереваемся сделать перед отъездом, у нас дома. Надеюсь, что она продолжит свои занятия и в Голландии. Мы оба нашли здесь занятия по душе, и оба чувствовали, что это было очень интересное время, которое навсегда останется в нашей памяти.
Энгст Ян Хуго
Энгст Ян Хуго
С 1 сентября 2010 года генеральным дирек- тором ООО «Европапир» назначен господин Энгстром Ян Хуго.
Энгстром Ян Хуго уроженец Швеции. Бизнесобразование получил в Университете г. Уппсала (Швеция) и затем в Оклахомском университете (США). Работал в Германии, Франции, Великобритании. 13 лет проработал в международном химическом концерне Rohm and Haas (в настоящее время Rohm and Haas является частью Dow Chemicals) и в 1996 году приехал в Россию, в Санкт-Петербург, чтобы открыть представительство и возглавить компанию. В 1999 году перешел на работу в российский офис компании M-Real на позицию генерального директора. С сентября 2010 года – генеральный директор ООО «Европапир». Ян живет в России уже 14 лет, прекрасно говорит по-русски. Увлекается спортом и охотой.
Стеффен Смеенк: Если тебе верят и идут за тобой – это значит, что половина пути уже пройдена
Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Обсудить материал
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.


Предыдущий материал
Флэш-игра «Линия Судьбы»!
Следующий материал
Все материалы журнала KANZOBOZ.LIFE + KANZOBOZ.KIDS. Февраль 2024



Статьи


Другие материалы компании Журнал Канцелярское Дело

Новости выставок и конференций
Материалы портала
Случайное КанцФото
День рождения
26 апреля
Новинки компаний