Большинство людей на земле являются правшами (около 85%) и вся материальная база сфер жизнедеятельности предназначена для праворуких людей. Раньше это заставляло родителей насильно переучивать своих детей-левшей, что нередко приводило к серьезным последствиям в развитие и психо-эмоциональном самоощущении ребенка.
Сейчас настало новое время. За левшами закрепилась репутация людей одаренных, эмоциональных, обладающих назаурядными способностями. Среди признанных гениев-левшей: Леонардо Да Винчи, Бетховен, Аристотель, Ньютон.
Кто такой левша?
Это человек, у которого за речь и письмо отвечает правое полушарие мозга. Ведущими у него будут левое ухо, глаз, нога, рука. При переучивании левому полушарию насильно навязывают неестественные для него функции и освоение метериала, отработка навыков замедляются.
Обычно леворукие предпочтения видны уже с раннего детства. Какой рукой ребенок берет игрушку, ест, рисует. Все эти моменты должны стать звоночками для родителей.Если у вас закрались подозрения, а не левша ли ваш ребенок, пройдите с ним
Тест «левша или правша»:
1. Были ли у вас в роду левши или «амбидексты» (двурукие).
2. Определяющие позы. Попросите ребенка принять следующие положения:
— Скрестить пальцы рук. Какой палец оказался сверху?
— Встать в позу Наполеона (скрещенные руки на груди). Какая рука сверху?
— Как ребенок аплодирует ( какая рука «аплодирующая», какая пассивная?)
— С какой стороны носит пробор на голове?
3. Какую руку пользует ребенок в следующих бытовых навыках:
— держит ручку, карандаш, чашку, ложку
— держит ножницы
— подметает пол, копает
— чистит зубы
— причесывается
— открывает дверь
— забивает гвозди, закручивает болт, пилит (для мальчиков)
— режет овощи, включает плиту, моет посуду (для девочек)
Если вы убедились в том, что ваш ребенок — левша:
1. Не переучивайте. Ломка заложенных природой функций, свойственных каждому полушарию, ломает не только психику ребёнка, но задерживает у него в сравнении с правшой звукопроизношение, грамматически верное оформление фразы: речь таких детей долгое время остаётся односложной, задерживаются навыки рисования, двигательная пластика. Такой ребенок будет испытывать трудности в обучении, что может привести к негативизму, отстранению, уходу из школы.
2. Убедите ребенка в том, что леворукость — это особенность, а не недостаток. Большинство его одноклассников правши. Но сейчас лобируются множество приспособлений для левшей. Прописи, ручки и карандаши, учебные пособия и прописи для левшей. В больших городах уже есть целые магазины для левшей.
3. Правильно организуйте рабочее место ребенка-левши
• свет должен падать справа или спереди, чтобы ребенок не закрывал его рукой
• в школе левша должен сидеть на соответствующей стороне парты, чтобы локоть чуть-чуть выходил за край. Тогда он не помешает соседу и сам не будет испытывать дискомфорта
• тетрадь на столе располагается под наклоном вправо, чтобы не закрывать слова. При этом лист относительно тела сдвигается влево.
Как научить левшу писать правильно и красиво?
Как держать ручку левше:
• Левая рука составляет одну прямую с ручкой, небольшой наклон допускается. Правая во время письма перемещает тетрадь.
• Пишущая рука находится под строкой. Иногда левша пишет, в положении «рука над строкой». Существует мнение, что такое положение ошибочно.
• Все линии во время письма прямые. Наклон букв достигается наклоном тетради
• При письме пальцы на ручке должны располагаться выше, чем у праворуких детей. Примерно на 4 см от кончика.
• Следует избегать чрезмерного напряжения указательного пальца. Попросите ребенка приподнять его. Палец должен свободно двигаться вверх\вниз.
Ручка для левши. Особенности:
— пишущий под любым наклоном стержень
— тонкий стержень и быстросохнущие чернила. Толстые оставляют чернильный след, размазываются, т.к. кисть левой руки проходит по написанному). В таких случаях на первых порах можно использовать промокашку.
Для отработки навыков правильного письма можно использовать ручки, карандаши, ножницы, точилки и линейки для левшей. Большой выбор таких принадлежностях в каталоге "Феникс+".
Родителям ребенка левши следует помнить, что такие дети труднее запоминают, дольше отрабатывают навыки. При чтении часто теряют строку, а при письме встречается проблема «отзеркаливания» букв или даже слов. Не надо этого пугаться, такой феномен встречается и у классических правшей (бука «Я» в другую сторону «R», «И» -«N»). Эффект «отзеркаливания» проходит при систематических занятиях и скурпулезном подходе.
Учитывайте ранимую и чувствительную натуру своего маленького левши, хвалите и поощряйте его. Занимайтесь вместе, тогда вы сможете своевремеенно исправить ошибки и заложить основы правильного чистописания. И тогда утверждение » у левшей не бывает красивого подчерка» не коснется вашего ребенка.