Стандартизация канцелярских товаров: проблемы и результаты
Когда комитет только создавался, Вы говорили, что ключевой проблемой канцелярского рынка является «дискредитация потребительской ценности качественной продукции». Эта проблема все еще актуальна?
Конечно. Масштаб проблемы даже заметно вырос из-за активизации и взрывного роста количества разного рода структур, занимающихся «исследованиями» и «экспертизами» безопасности продукции. В результате произошли полное размытие и подмена этих понятий непонятно на что. Эти структуры в лучшем случае занимаются вольной трактовкой требований национальных и международных стандартов, а зачастую и регламентов. В худшем — придумывают свои повышенные, улучшенные, инновационные и прочие «стандарты». А некоторые из этих структур не утруждают себя даже такими формальностями. И все это происходит вкупе с использованием мутных схем и процедур, итогом которых являются непонятные «документы» и абсолютно безумные, высосанные из пальца «рейтинги продукции».
Учитывая, что эти структуры получают покровительство со стороны «сильных мира сего», остается единственная возможность — говорить о данной проблеме. Называть вещи своими именами, напоминать про существование законов и подзаконных актов, про наличие технического регулирования и национальной системы стандартизации. Давать объективную и аргументированную информацию как потребителям, так и изготовителям. Мои статьи и обзоры на эту тему любезно публикуют порталы KanzOboz и KidsOboz, за что, пользуясь случаем, хочу их сердечно поблагодарить.
Насколько стандарты важны для конечных покупателей канцелярских товаров? Люди, делающие покупки в рознице, обращают внимание на соответствие представленной в магазине канцелярской продукции каким-либо ГОСТам или другим стандартам?
Объективно об этом можно будет говорить не ранее чем через год-другой после утверждения и ввода в действие стандартов. Понимаете, реальное внедрение стандартов на продукцию, как и их значимость для конечных потребителей, обеспечиваются добросовестными изготовителями.
Фактически реальную ценность в глазах своих потребителей конкретный стандарт получает благодаря пулу изготовителей продукции, которые следуют принятым нормативам. А не наоборот: потребителям что «ГОСТ 28631», что «ГОСТ 29282» — все едино и ни о чем не говорит. Когда же покупатели видят, что конкретным ГОСТом маркируется только хорошая, качественная продукция разных изготовителей, они достаточно быстро начинают отличать «гостированную» продукцию от «негостированной». А чтобы маркировку знаком соответствия ГОСТу не использовали все кому не лень, Минюстом подготовлены поправки в главу 24 Особенной части КоАП, согласно которым штраф за подобные «фокусы» составит до 0,8 млн рублей.
Чьей задачей является донесение до потребителей информации о стандартах канцелярской продукции и главных критериях ее качества и безопасности? Кто должен заниматься этим в первую очередь?
На мой взгляд, это общая задача Технического комитета, изготовителей и дистрибьюторов или их профессиональных объединений, а также отраслевых СМИ. Информирование о стандартах, освещение принципиальных ключевых аспектов и преимуществ «гостированной» продукции выгодно в первую очередь реальным изготовителям и серьезным брендам. Требования любого национального стандарта на продукцию — это всегда отсечка исключительно по минимальному уровню ее потребительских свойств без каких-либо ограничений максимального. Поэтому с задачей четкого и системного противодействия и выдавливания с отраслевого рынка тех, кто пытается делать «бизнес» на поставках имитации, фальсификата или контрафакта, стандарты справляются в наилучшей степени.
Можно ли сказать, что в результате работы ТК 334 на канцелярском рынке стало меньше контрафактной и не соответствующей стандартам продукции? Пока нет. Как я уже отметил, должно пройти год-два после утверждения стандартов, чтобы их внедрение начало приносить реальные плоды. С какими главными сложностями ТК 334 сталкивается в своей работе? Что является для Вас главным источником проблем и противодействий? Главная проблема для меня лично — маниакальное стремление отдельных компаний и их представителей к узурпации, единоличному управлению и установлению тотального контроля за работой и решениями ТК 334, процессами и результатами стандартизации. Кроме того, проблема — непоследовательность и противоречивость позиций, которые подчас крайне сложно даже назвать экспертными. Попытки лоббирования определенных положений и требований в ущерб как потребителям, так и всем коллегам по цеху. Саботирование работ и затягивание решений вопросов отдельными членами Технического комитета, регулярные палки в колеса секретариату ТК. Из внешних источников проблем — неудовлетворительная, крайне медленная работа «Стандартинформа», осуществляющего техническое редактирование проектов стандартов. ТК 334 создавался как общеотраслевой инструмент. | |
|
Насколько активно игроки канцелярского рынка принимают участие в работе комитета? Какие компании реально влияют на создаваемые стандарты?
Он и стал общеотраслевым для тех, кто готов играть по общим правилам, искать и находить единый и приемлемый для большинства добросовестных игроков рынка консенсус. Проблема в том, что таких игроков немного. Крупнейшие компании в большинстве своем считают ниже своего достоинства искать какие-то там консенсусы. Они лидеры — и этим все сказано. Середнячки в большинстве своем считают себя уникальными и способными в одиночку переиграть всех остальных за счет гениального, как им кажется, маркетинга и эффективного операционного менеджмента. Ну а мелким не до консенсусов — они просто выживают. Но, что приятно, в каждой из перечисленных категорий есть те, кто, обладая должной скромностью и интеллигентностью на фоне недюжинных возможностей и амбиций, способен думать на два шага вперед. Они и составляют костяк ТК 334.
На рынке все еще распространено мнение, что стандарты не нужны, или основные производители и поставщики приходят к пониманию необходимости стандартизации? Очень медленно, но все-таки приходят. В основном подспудно, пока не понимая, почему именно, но чувствуя, что это действительно нужно. В перспективе. Какие товарные категории из того ассортимента, которых входит в сферу ответственности ТК 334, требуют, на Ваш взгляд, скорейшей стандартизации? Гуашь и акварель, фломастеры, альбомы, детские ножницы, клей канцелярский, папки и портфели. Также необходим пересмотр требований к тетрадям и школьным сумкам, рюкзакам и портфелям. Журнал KANZOBOZ.LIFE 2020 | |
|