Долгое время музыку никак не записывали. Ее воспроизводили по памяти, передавая мелодию от одного исполнителя к другому. В Древней Греции музыкальные произведения записывали посредством букв греческого алфавита. В период григорианской музыки в Европе не было системы записи музыкальных произведений, а существовал неточный способ записи песнопений, который носил название «невма» (в виде черточек, запятых и точек), а сама музыка преподавалась устно и непосредственно от учителя ученику, и процесс обучения музыке и вокалу занимал много времени.
История создания нот берет свое начало в 11 веке и связана с именем монаха из бенедиктинского аббатства Гвидо д Ареццо (Аретинский), который создал первый нотный стан, ноты и алгоритм последовательной записи звуков на бумагу.
Изначально задуманная Гвидо музыкальная реформа в Помпезе была неудачной и не нашла поддержки и понимания. Поэтому Гвидо переехал в Ареццо и при поддержке епископа Теодальда совершил свою новаторскую музыкальную реформу.
Вначале он придумал четырехполосный нотный стан (тетраграмму), и две полосы выделил красным и желтым цветом для обозначения ориентира тональности (эту функцию позже стали выполнять ключи). Затем Гвидо изобрел методику разучивания мелодии по движению руки. Позже была добавлена еще одна полоса, и называться это стало пентограмма.
Название нот Гвидо Аретинский взял из первых слогов строк гимна святому Иоанну — ут, ре, ми, фа, соль, ля.
Слава о Гвидо д Ареццо дошла до папы Римского Иоанна XIX, и он пригласил Гвидо на аудиенцию. После того, как папа Римский лично убедился, что читая ноты с бумаги, можно научиться петь и воспроизводить музыку на основе продемонстированного Гвидо антифонария, новое изобретение в виде нотного стана и нот было распространено на все католические храмы и школы Италии, откуда распространилось по Европе, а затем и по всему миру.
Позднее нота «ут» была переименована Джованни Дони в «до» (первый слог его фамилии), а так же добавлена нота «си», которая в Венгрии и в США носит название «ти». Чуть позже был придуман скрипичный ключ.
В 17 веке немецкий специалист по музыке Андреас Веркмейстер разработал 12-ти тоновую музыкальную шкалу, которая и вошла в основу современного музыкального искусства. В Великобритании и США, а так же частично в Швеции и Нидерландах используется альтернативная система нот на основе букв латинского алфавита алфавита C (до), D (ре), E (ми), F (фа), G (соль), A (ля), B (си).
"Феникс +" представляет Вашему вниманию нотные тетради