Уход мировых брендов и проблемы с логистикой, конечно, затронули российский канцелярский рынок, но не привели к существенным изменениям представленного ассортимента, считает Михаил Лиознянский, коммерческий директор компании «Альт».
Михаил, как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на российском канцелярском рынке? Какие факторы являются негативными для отрасли, а какие позитивными?
Я бы охарактеризовал сегодняшнюю ситуацию на российском канцелярском рынке, с одной стороны, как стабильную, а с другой стороны, как имеющую ряд явных негативных трендов. С уверенностью можно сказать, что рынок в прошлом году потерял в натуральных единицах, и это падение продолжается до сих пор. В категории текстильной продукции почти все продавцы имеют отрицательные результаты продаж. Колебание валютных курсов, которое вроде бы прекратилось летом и осенью, к концу года возобновилось. Из позитивного я бы отметил стабильность потребления. Несмотря ни на что, дети должны учиться, и им нужны тетради, ручки, карандаши, линейки, ластики и т. д.
Почему, несмотря на большое количество негативных внешних факторов, продажи канцтоваров и продукции для творчества в 2022 году были более или менее стабильными?
2022 год стал рекордным по количеству новых школьников. В первый класс пошло на 600 000 больше детей, чем годом ранее. Что касается бюджетов предприятий на 2022 год, в том числе на закупку канцелярских товаров, то они были сверстаны еще в конце 2021 года. А тогда у всех были более оптимистичные прогнозы, чем теперь.
Как за 2022 год изменились предпочтения покупателей канцтоваров и продукции для творчества? Какие тренды покупательского спроса будут, на Ваш взгляд, актуальными в 2023 году?
Прошлый год прошел под эгидой внешних структурных изменений, связанных с политическими решениями ряда иностранных производителей покинуть российский рынок и проблемами с логистикой. Это затронуло и наш рынок. Но при этом канцелярская отрасль – одна из наименее уязвимых с точки зрения представленного ассортимента. Такого количества СТМ нет ни на одном другом канцелярском рынке в мире. Выпускаются они в 90% случаев на производственных мощностях внутри России и в странах ЮВА. Соответственно, уход ряда иностранных компаний не оказал существенного влияния на ассортиментное предложение на рынке. Что касается покупательских предпочтений в 2022 году, то существует ярко выраженный тренд, связанный с продукцией на тему аниме, который будет актуальным и в 2023 году, что уже отразилось в наших новых коллекциях тетрадей.