Что круче: маркетплейсы или классическая розница? Зачем канцелярскому магазину товары для праздника? Как повлияла пандемия на спрос российского потребителя в отношении подарков, сувениров и товаров для оформления праздника? Состояние и перспективы развития одного из самых интересных сегментов российского рынка – товаров для праздника – обсудили с сотрудником группы компаний Самсон, маркетологом по развитию ассортимента Алексеем Квасовым.
Алексей, сейчас все больше потребителей склонны к тому, чтобы заказывать самые разнообразные товары – от продуктов питания и до бытовой техники – через интернет-магазины, такие как Wildberries, Ozon, AliExpress, не выходя за пределы дома или офиса. Распространилась ли эта тенденция на рынок товаров для праздника?
Для начала нужно отметить, что российский рынок товаров для праздника – это довольно молодой и перспективный сегмент, и, по оценкам экспертов, он пока насыщен чуть более чем на половину от своей емкости. То есть возможности для появления новых игроков в бизнесе есть, но требования к качеству сервисов и продукции растут, что делает вход на рынок более сложным.
Да, действительно, последние два года интернет-торговля развивается стремительными темпами, а классическая розница терпит определенные убытки и вынуждена мириться с современными реалиями рынка и новым грозным конкурентом в лице маркетплейсов. Это тенденция общемировая, и, конечно, она затронула рынок товаров для праздника. Так, в 2020 г. под влиянием пандемии объем московского офлайн-рынка товаров для праздника сократился более чем на четверть по сравнению с 2019 г. Но не нужно думать, что вся торговля в ближайшем будущем перейдет в формат электронной коммерции, а гипермаркеты будут зарастать травой, как показывают в постапокалиптических фильмах. Для такого резкого изменения курса предпосылок пока нет, по крайней мере, при сохранении текущего экономического уклада.
Офлайн-розница по-прежнему обладает рядом преимуществ, которыми не могут похвастаться те же маркетплейсы.
А в чем же розница сильнее маркетплейсов? Что Вы считаете ее сильными сторонами?
Например, низкие отпускные цены на товары стоимостью менее 150 рублей. Как не исхитряйся, но такие товары продавать в онлайне по конкурентоспособным ценам куда сложнее из-за затрат на комиссию и логистику.
Еще одним безусловным плюсом розничного магазина является возможность пощупать вещь перед приобретением, повертеть ее в руках, понюхать, если требуется. В товарах для праздника это очень важно, потому что, выбирая подарок своим родным и близким, мы в первую очередь заботимся о качестве, стараемся оформить презент как можно более красиво и аккуратно, чтобы в торжественный момент он принес положительные эмоции.
Третье преимущество, которое плавно вытекает из предыдущего пункта, –возможность обнаружить брак перед покупкой и сразу заменить товар. Это можно сделать как раз в процессе «осмотра», предваряющего покупку.
На десерт можно упомянуть и о четвертом преимуществе – потребитель СРАЗУ покупает то, что ему понравилось в магазине. Он не ждет неделю или целыми месяцами, пытаясь сэкономить 50 рублей на «Алиэкспресс», беспокоясь о том, как же его драгоценная ваза пройдет через таможню и 10 рук операторов доставки неповрежденной. В магазине человек просто заворачивает понравившуюся и подходящую вещь в пакет и идет домой. Очень часто необходимость поздравить кого-то возникает спонтанно, а в такой ситуации надеяться на доставку, которая может подвести в последний момент, – дело довольно авантюрное. Наверняка вы видели негативные отзывы клиентов интернет-магазинов, высказывающих недовольство по всем озвученным пунктам.
Да, чуть не забыл, есть еще одно преимущество! Вы когда-нибудь слышали об «Экономике впечатлений»? Есть такая книга американского писателя и исследователя в области маркетинга – Джозефа Пайна. В ней автор рассказывает о том, как менялись предпочтения потребителя на протяжении развития товарных отношений – от продажи сырья к производству товаров, от сервисной модели до экономики впечатлений. Автор приводит простой пример с кофе. Сначала кофе продавался просто в мешках, потом в банках, пакетах и брикетах. Затем с развитием сферы услуг стало модным пить кофе в кафе и ресторанах. Сегодня вместе с чашкой кофе потребитель хочет получить еще и эмоции от самого процесса покупки или употребления кофе, он готов доплатить за впечатления. Согласно исследованиям, за высокое качество обслуживания и удовольствие от процесса покупки потребители готовы платить на 15 % больше, чем за примитивное получение товара. К чему я веду? – думаете вы. Дело в том, что интернет-площадка не может подарить потребителю яркие впечатления от приобретения товара, а вот розничный офлайн-магазин вполне может себе это позволить. И этим довольно активно пользуются крупные европейские и американские торговые сети, такие как Ikea, Starbucks и другие. У нас экономика впечатлений пока не развита так же высоко, как за рубежом, но это неплохая идея для того, чтобы повысить свою конкурентоспособность. А уж товары для праздника сам Бог велел продавать, используя стратегию Джозефа Пайна. Ведь праздник – это всегда эмоции!
Интересно как. Алексей, из вашего ответа можно сделать вывод, что маркетплейсы – это абсолютное зло, от которого нужно держаться подальше. А если отбросить юмор, как Вы считаете, есть в них хоть что-то положительное для развития того же рынка товаров для праздника?
Конечно, есть. Маркетплейсы – это вовсе никакое не зло, а закономерный и неизбежный результат изменения рынка. Рано или поздно мы все равно пришли бы к такой модели распределения спроса. Просто ситуация с пандемией стала мощным толчком для развития электронной коммерции в конкретный исторический период. Плюсов у маркетплейсов также предостаточно. Это и гигантский ассортимент, с которым не сможет сравниться ни одна даже самая высокоразвитая розничная сеть, и удобные условия доставки, учитывая, что пункты выдачи сейчас есть в шаговой доступности практически во всех городах. Кроме того, маркетплейсы публикуют рейтинги товаров и отзывы, тем самым они уже повлияли на отношение производителей и дистрибьюторов к качеству поставляемой продукции и на ценовую политику. Теперь, чтобы остаться на плаву, нужно продавать действительно качественные товары по конкурентным ценам. Пока не все сумели подстроиться под изменившуюся структуру рынка, продавать стало сложнее, но нужно осознать, что электронная коммерция стала неотъемлемой частью рынка и научиться использовать те инструменты, которые предоставляет нам новый формат торговли.
Алексей, с маркетплейсами как историческим и экономическим явлением мы, вроде бы, разобрались. Но все-таки как насчет товаров для праздника? Вы сами сказали, что на рынок с каждым годом входить все сложнее. Так зачем канцелярской компании потребовалось развивать такое неоднозначное направление? Что вы можете противопоставить компаниям-конкурентам? Неужели экономику впечатлений?
Почему бы и нет. Но это только одна из возможных стратегий на будущее. Пожалуй, наше основное преимущество – это наш бренд ЗОЛОТАЯ СКАЗКА, который объединяет в себе сразу все: товары для оформления праздника, новогодний ассортимент, подарочную упаковку, а также развлекательные и развивающие игры. Это и есть наш козырь в рукаве. Собственные бренд – это единая программа продвижения, возможность работать с производителями напрямую, что дает возможность более гибкого ценообразования, а также доступ к контролю качества продукции и максимально низким закупочным ценам. Ну и ассортимент. У нас есть возможность формировать и развивать его самостоятельно, учитывая тренды на рынке и запросы наших клиентов.
Вы упомянули вопрос качества. Правильно ли я понимаю, что все товары вы закупаете в Китае? Многие считают, что товары из Китая – это всегда дешевая, но не очень качественная продукция. Я полагаю, вы с этим не очень согласны?
Я бы сказал, что большинство товаров мы закупаем в Китае, но не все. Кроме того, утверждение о том, что все китайские товары отличаются низким качеством, в корне неверное. Времена, когда Китай производил только дешевые копии известных брендов и всякий ширпотреб, давно в прошлом. Сейчас Китай – это самая мощная экономика в мире, и конечно, китайские компании вполне способны изготавливать товары высокого качества, конкурируя с европейскими и американскими продуктами. Всемирно известные бренды Huawei, Lenovo, Xiaomi – прямое тому подтверждение. Конечно, в Китае есть и товары низкого качества, с этим спорить никто не будет. Нужно просто ответственно подходить к вопросу поиска партнеров, искать производителей с оптимальным соотношением цены и качества, заранее проверять их лояльность, репутацию, производственные возможности и платежеспособность. Ну и нельзя пускать сотрудничество на самотек – приходится постоянно контролировать качество, отрабатывать отзывы и просьбы клиентов в отношении улучшения продукта и ассортимента в целом.
Спасибо, Алексей, за интересную беседу. Что бы Вы хотели напоследок сказать действующим и потенциальным клиентам, которые заинтересовались брендом ЗОЛОТАЯ СКАЗКА?
Даже не знаю. Хочу пожелать здоровья и оставаться оптимистичными и жизнерадостными в это непростое время. А мы постараемся сделать вашу жизнь намного ярче и праздничнее вместе с брендом ЗОЛОТАЯ СКАЗКА!
Больше полезных материалов от экспертов группы компаний «Самсон» читайте на нашем официальном сайте!