|
| Введенская площадь в Москве |
История старейшего производителя товаров для творчества охватывает три эпохи — от царской России до современности. А началась она в Москве, на Введенской площади — ныне Площади Журавлёва, между улицами Малая Семёновская и Электрозаводская. Фабрика Фридлендера: 1899–1916В 1899 году инженер-технолог Р. Г. Фридлендер купил паровую красильную фабрику и переориентировал производство на выпуск лаков и красок, в основе которых были собственные пигменты, разработанные по последним европейским технологиям. Названия фабрики и торговой марки на этикетках указывали на русском и немецком языках — продукция предназначалась не только для отечественного рынка, но и для экспорта в Германию. Используя собственное имя в названии, производитель ручался за качество репутацией и закладывал основу для семейного предприятия, которое переходило к следующим поколениям. У потребителя закреплялось в сознании основательность и надёжность марки, преемственность традиций.
|
| Канцелярские чернила Фридлендера |
Со временем производство росло: увеличилось число работников, расширился ассортимент продукции — появились масляные краски для художественной и декоративной живописи в «трубочках», лаки, олифа, чернила, клей, холсты и штемпельные подушки. На рубеже XIX и XX веков канцелярские магазины предлагали покупателям продукцию немецких, английских, французских и американских компаний, но товары фабрики Р. Г. Фридлендера пользовались не меньшим спросом у покупателей, не уступая в качестве и составляя достойную конкуренцию иностранным производителям. Уже в 1914–1915 годах художественные материалы Фридлендера входили в прейс-курант письменных, чертёжных и учебных принадлежностей крупнейшего торгового дома Российской Империи «Преемники Я. А. Соловьёва».
|
|
|
Материалы фабрики Фридлендера предпочитали и знаменитые русские художники. Мастер лирического пейзажа, обладатель оригинальной техники масляной живописи М. В. Нестеров «свои произведения выполнял на фабричного изготовления холстах: большей частью писал на покрытом масляным грунтом холсте» тонкотёртыми масляными красками иностранных фирм и наравне с ними — отечественного производства фабрики Фридлендера.
|
|
Живописец А. Е. Архипов, один из основателей «Союза русских художников», в дореволюционные годы в основном использовал холсты Фридлендера, покрытые полумасляным или масляным грунтом на основе свинцовых белил. Прочное сцепление красок с поверхностью грунта позволило сохранить работам художника первоначальную яркость красок.
|
| А. Е. Архипов «Крестьянка» |
Завод «Красный художник»: 1917–1993После национализации в 1917 году предприятие продолжило работу как завод художественных красок «Красный художник», а главным консультантом по производству стал специалист международного уровня, великий русский художник Ф. И. Рерберг. Его произведения хранятся в музейных собраниях Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Фёдор Иванович предпочитал работу в жанре пейзажа, портрета и жанровой картины, участвовал в отечественных и международных выставках. А кроме этого был широко известен своей преподавательской деятельностью: с 1906 по 1931 профессор Рерберг преподавал рисунок и живопись, читал лекции по истории искусства в частном училище, открытом собственными силами. Его уроки посещали Казимир Малевич, авангардистка Антонина Сафронова, одна из лучших театральных художников Ленинграда — Валентина Ходасевич. В 1927 Ф. И. Рерберг настоял на создании собственной исследовательской лаборатории завода «Красный художник» для разработки новых рецептур и повышения качества продукции, заложив основы методологии производства художественных материалов.
|
| Ф. И. Рерберг «Женский портрет» |
Изданная профессором Рербергом и его коллегами книга «Производство художественных красок» — единственное до сегодняшнего дня пособие по материаловедению художественных красок на русском языке. Множество работ художник посвятил методике преподавания живописи и художественным материалам: «Краски и другие художественные современные материалы» (1905), «Художник: к выбору профессии» (1906), «Краткий курс лекций по истории искусств», «Художник о красках» (1932), «Как научиться писать маслом», «Как научиться писать акварелью», «Палитра современного художника» (1931). Продукция завода «Красный художник» сохраняла традиционное качество, а названия отражали основные тренды и социальные запросы общества: технические краски «Победа» 40-х годов — сухая акварель в плитках, посвящённая победе в революции; дизайн акварельных красок, выпущенных ориентировочно после 1946, — наглядная иллюстрация государственного проекта по созданию советского спорта.
|
|
Передовой опыт «Красного художника» и внедрение в производство новаторских инженерно-технических решений позволило занять лидирующие позиции в своём сегменте рынка: на территории построили главный корпус, ввели в эксплуатацию автоматы одновременного розлива детской полусухой акварели в наборы.
|
| Б. В. Окороков «Гурзуф» |
Сквозь всю истории компании «ГАММА» проходят имена великих художников — производственная культура формировалась под руководством профессионалов в сфере искусствоведения и живописи. В результате появлялись художественые товары, качество которых соответствовало самым высоким требованиям. С 1960 по 1985 консультантами исследовательской лаборатории выступали заслуженный деятель искусств РСФСР, искусствовед И. П. Горин и заслуженный художник РСФСР, известный московский живописец Б. В. Окороков.
|
В этот период завод выпускал привычные для современного покупателя канцелярские товары: сухую и жидкую тушь для тонкой работы с чертежами и картами; чернила для ценителей перьевого письма, сохранившие высокое качество и в наши дни. Художественные товары были представлены большим выбором акварели для эскизных и ученических работ, темперой, гуашью, неизменно выпускались тонкотёртые масляные краски. Но были и необычные материалы — жидкие краски для фотоснимков в стеклянных флаконах и набор «Картограф» для картографических, чертёжных и проектно-архитектурных работ. Также в ассортимент завода входила продукция для детского творчества — акварель и пластилин в наборах, но особое внимание ей стали уделять уже позже.
|
|
Современная «ГАММА»11 марта 1994 официально зарегистрировано Открытое акционерное общество «ГАММА»
|
Завершилась Советская эпоха, прочно связанная в воспоминаниях с гарантией качества, высокими стандартами и тщательным контролем. Несмотря на новые экономические условия, продукция «ГАММА» не потеряла своих традиционных достоинств, став проводником между прошлым и настоящим.
|
| Акварель « Студия» в кюветах |
Исследовательская лаборатория продолжила сотрудничество с художниками и педагогами: благодаря анализу лучших российских и зарубежных образцов художественной продукции, а также огромному опыту, были разработаны уникальные рецептуры художественных красок «Студия» и «Московская палитра». Появились легендарные серии для творчества «Мультики» и «Пчёлка», знакомые нескольким поколениям детей и взрослых. В 1999 «ГАММА» впервые представила продукцию на международной выставке PAPERWORLD во Фракфурте-на-Майне и инициировала поставки в США и Европу.
|
В 2001 «ГАММА» получила награду Золотой знак качества «Детям лучшее» за высокое качество материалов для художественного творчества детей и диплом «За активное участие в формировании цивилизованного потребительского рынка в России». В 2004 акварель, гуашь и пластилин «ГАММА» стали лауреатами и получили награду Золотой знак качества «Российская марка». Специалисты исследовательской лаборатории продолжили разработку новых видов продукции: перламутровой и флюоресцентной гуаши, материалов для художников — грунтов, покрывных лаков.
|
К выпуску готовились серия для детей «Флюрики» и пластилин с блёстками «Золушка». «ГАММА» — участник канцелярских выставок, педагогических форумов, мероприятий, посвящённых искусству и творчеству во всех проявлениях За последние 10 лет компания расширила ассортимент, уделив особое внимание продукции для детей, возрастным особенностям развития и безопасности. «ГАММА» неоднократно становилась лауреатом и призёром конкурсов в категории товаров для детского творчества. В 2018 году ГАММА представила рынку «Классическую» серию материалов для школьников от 7 до 12 лет в креативном дизайне, анонсировала запуск масштабной федеральной акции «Яркое путешествие с ГАММА» для покупателей по всей стране.
|
В сентябре 2018 года амбассадором бренда стала одна из самых ярких и талантливых российских исполнительниц — Полина Гагарина. Акварель, гуашь и пластилин ГАММА прошли экспертную оценку на базе ФБУ «РОСТЕСТ-Москва» и в очередной раз получили высшую награду Знак качества «Лучшее-детям» и «Знак качества XXI века» — платиновые и золотые медали. 2019 год ГАММА открыла возвращением в ассортимент школьных кистей и обновлением — в сериях для детей «Мультики» и «Пчёлка» появились наборы цветных карандашей. Сегодня ГАММА — один из самых узнаваемых брендов на российском рынке. 120-летняя история традиционного качества, постоянного развития и творчества без границ.
|
ГАММА выступает за творческое развитие детей в современном мире гаджетов. Краски и пластилин — альтернатива технологиям, которые не заменят настоящее прикосновение к миру: тактильные ощущения, развитие мелкой моторики и воображения. |
Благодарим за помощь в подготовке статьи и предоставленные материалы «Отраслевой канцелярский музей» и лично Игоря Михайловича Зайцева.
|
|