Законодательные нюансы
Для правильной работы электронных закупок необходимо принятие до 1 июля 2018 года ряда подзаконных актов. Самыми сложными и ответственными по принятию являются новые требования к операторам электронных площадок и перечень операторов электронных площадок.
Помимо указанных выше документов также необходимы:
- порядок фиксации, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий (бездействия) участников контрактной системы;
- дополнительные требования к оператору электронной площадки и ее функционированию;
- дополнительные требования к оператору специализированной электронной площадки и ее функционированию;
- порядок аккредитации на специализированных электронных площадках;
- порядок и сроки регистрации участников закупок в ЕИС в электронной форме;
- порядок ведения единого реестра участников закупок;
- перечень банков, на специальные счета которых вносятся денежные средства участников;
- другие подзаконные акты.
Кроме того, потребуется устранение законодательной неопределенности в части "усиленной электронной подписи", которая в дальнейшем может привести к возникновению коллизии в правоприменительной практике.
В настоящее время под усиленной электронной подписью, подлежащей использованию для подписания электронных документов в контрактной системе в сфере закупок, понимается усиленная неквалифицированная электронная подпись.
До даты начала работы установленных Правительством РФ операторов электронных площадок закупки путем проведения электронных процедур осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках (ч. 10.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 504-ФЗ).
До даты утверждения нового перечня операторов электронных площадок порядок функционирования действующих электронных площадок определяется заключенным Минэкономразвития России и ФАС России с каждым из отобранных операторов Соглашением о функционировании электронной площадки для проведения открытых аукционов в электронной форме от 4 мая 2010 г. (далее – Соглашение). Порядок получения сертификатов ключей проверки электронных подписей участников закупок и использования усиленной неквалифицированной электронной подписи регулируется Регламентом получения сертификатов ключей подписи и использования электронной цифровой подписи (Приложение № 7 к Соглашению).
Единые и дополнительные требования к операторам электронных площадок, которые в том числе предусматривают требования к соглашению о функционировании электронной площадки, устанавливает Правительство РФ (подп. 1-2 ч. 2 ст. 24.1 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 504-ФЗ). Оно утверждает перечень операторов электронных площадок, которые соответствуют единым и дополнительным требованиям (ч. 3 ст. 24.1 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 504-ФЗ).
Согласно поправкам в Закон № 44-ФЗ с 1 июля 2018 года участники вместо усиленной неквалифицированной электронной подписи будут обязаны применять квалифицированную электронную подпись (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 504-ФЗ).
Таким образом, может возникнуть коллизия норм Соглашения и Закона № 44-ФЗ.
В случае неутверждения до 1 июля 2018 года единых и дополнительных требований к операторам электронных площадок и перечня операторов электронных площадок будет невозможно однозначно определить вид применяемой участниками электронной подписи (неквалифицированная или квалифицированная электронная подпись).
Кроме того, Соглашением предусматривается использование в системах электронного документооборота контрактной системы в сфере закупок ключей электронных подписей, созданных с использованием ГОСТ Р 34.10-2001 "Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи". Однако в соответствии с выпиской из документа ФСБ России № 149/7/1/3-58 от 31 января 2014 г. "О порядке перехода к использованию новых стандартов ЭЦП и функции хэширования" (в приложении) после 31 декабря 2018 г. вместо ГОСТ Р 34.10-2001 будет использоваться ГОСТ Р 34.10-2012 "Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи" (далее – ГОСТ Р 34.10-2012).
Переход операторов электронных площадок на новый ГОСТ без внесения соответствующих изменений в Соглашение будет являться нарушением действующего порядка функционирования электронных площадок.
Головной удостоверяющий центр (Минкомсвязь России) пока не перешел на использование нового ГОСТа, что делает невозможным и переход на него всех аккредитованных УЦ и операторов электронных площадок.
Также после внесения необходимых законодательных изменений, утверждения требований и перечня операторов электронных площадок, операторы будут обязаны отказывать участникам госзакупок в применении ими в системах электронного документооборота неквалифицированных сертификатов, изготовленных УЦ до 1 июля 2018 года и не прекративших к этой дате срока действия. Такие участники будут вынуждены нести дополнительные расходы на приобретение квалифицированных сертификатов.
Во избежание негативных последствий потребуется введение на законодательном уровне "переходного периода", в течение которого на электронных площадках можно будет использовать как неквалифицированные электронные подписи, так и квалифицированные. Принятие соответствующих поправок в Законе № 44-ФЗ позволит минимизировать дополнительные финансовые издержки участников госзакупок.
Также потребуется установить сроки, в которые операторы электронных площадок будут обязаны перейти на средства криптографической защиты информации, поддерживающие новый ГОСТ Р 34.10-2012.
В случае неутверждения до 1 июля 2018 года перечня операторов электронных площадок участникам могут потребоваться разъяснения о том, какой вид электронной подписи должен применяться в системах электронного документооборота электронных площадок.