Легенда о «космической ручке» NASA за миллион долларов
Все слышали исторический анекдот про то, как американцы, готовясь к полетам в космос, потратили миллион долларов на разработку ручки, которая бы писала в невесомости, а хитрые русские пользовались обычными карандашами?
И все было бы весело, если бы не оказалась, что именно советскому союзу в последствии пришлось закупать эти ручки для своей космической программы, и что разработка действительно стоила американцам немалых затрат, которые в последствии окупились.
С чего все начиналось
У американцев есть еще один анекдот на околокосмическую тему:
на экскурсии в NASA, один жадный еврей (из политкорректности скажем, что не все евреи жадные, но этот именно был такой) залез в кабину космического корабля и не хотел выходить; и когда у него спросили, что он там делает, еврей ответил: «Любуюсь — я не могу поверить, что все это куплено по минимальной цене»
И действительно, основная задача NASA — классическое руководство проектами.
Тысячи подрядчиков, субподрядчиков, субсубподрядчиков разрабатывают все — от ширинки на скафандре астронавта, до ракетоносителей. И естественно, отбор партнеров NASA проводит на конкурсной основе, устраивая тендеры.
Я уже слышу, как знатоки отечественного бизнеса при слове «тендер» заулыбались, подумали об откатах, откатах с откатов, взятках борзыми щенками и других удивительных особенностях присущих нашему деловому менталитету. Да и у них, на западе, поди не лучше.
«Работать с NASA престижно, пусть и не всегда выгодно»
Наверное, именно так, в далеких 60х подумал Пол Фишер (Paul C. Fisher) — изобретатель и владелец компании Fisher Pen Co, который и придумал ручку, способную писать в невесомости.
До этого и американцы, и русские (которые советские) космонавты писали карандашами и фломастерами.
Проблема заключалась в том, что у карандашей, какие бы они ни были, есть свойство ломаться. Образующиеся при поломке мелкие частички способны натворить массу бед на корабле, где в те времена в воздух подмешивался чистый кислород.
Пол Фишер потратил на разработку «космической ручки» Whole Lot of Money свои личных денег, получил патент на изобретение и предоставил результат NASA.
Вопрос: как?
Как «космическая ручка» Фишера может писать в невесомости, под водой, под любым углом, при температурах от −35 до 120 °C и иметь срок годности больше 100 лет?
Секрет в особых чернилах, которые обладают тиксотропными свойствами: в обычном состоянии они твердые, но при письме становятся жидкими. Давление в картридже с чернилами создает сжатый газ, а шарик выполнен из карбида вольфрама, который по твердости сравним с алмазом.
Начало легенды
Space Pen Фишера (также известная как Zero Gravity Pen) тестировалась в NASA без малого два года. И в 1967 году NASA закупила 400 штук по цене 6 долларов за штуку.
Но до этого момента американские космонавты писали автоматическими карандашами компании Tycam Engineering Manufacturing Inc, которые обходились что-то около 130 долларов за штуку (а все потому, что NASA выделили 4400 долларов на разработку, но за все время использовали только 38 карандашей).
Именно из-за цены на эти «космические карандаши» возникла легенда о том, что NASA потратила миллион на разработку ручки, способной писать в космосе.
Легенда отображала распространенное мнение, что NASA тратит много денег и любит выдумывать велосипед за бюджетный счет; а вот русские — такие простые парни в валенках и ушанках выходят в открытый космос.
В действительности, в феврале 1969 года советский союз закупил 100 ручек Фишера и еще 1000 картриджей к ним, для своей космической программы «Союз». «Космические ручки» использовались в совместной с США программе «Союз-Аполлон».
От Space Pen космонавты не отказались, и до сих пор пользуются ими, вероятно, для разгадывания кроссвордов или для нажатия кнопки Reset на бортовом компьютере.
Классическая модель AG7 «космической ручки» Фишера многие годы выставляется как отличный пример дизайна в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Если вы захотите оставить след на бумаге в невесомости, то в ассортименте чернографитных карандашей Феникс+ вы обязательно найдете дизайн, соответствующий настроению в данный момент. Карандаши отличного качества: не ломаются, хорошо точатся, не образуют заусенцев по деревянному срезу.