Рекомендуем
Случайное КанцФото
20 марта 2025

«От дефицита сырья — к дефициту денег» Обзор рынка бумажно-беловой продукции

«От дефицита сырья — к дефициту денег» Обзор рынка бумажно-беловой продукции

Перепроизводство бумажно-беловой продукции в 2022-2023 гг. в условиях продолжающегося ухудшения демографической ситуации в стране, а также удорожание кредитных денег заставило многие компании на рынке оперативно корректировать свои планы — приостанавливать долгосрочные бизнес-проекты и сокращать текущую медиаактивность. О том, с какими результатами закончили 2024 год, как решают проблемы и чего ожидают от 2025 года, нам рассказали компании — лидеры рынка ББП.

Светлана Винокурова директор по продажам компании «ХАТБЕР-М»

К сожалению, позитивных факторов в 2024 году на рынке бумажно-беловой продукции (ББП) было значительно меньше, чем негативных.

...резкий рост процентной ставки и изменение условий кредитования для многих производителей затормаживают развитие и замораживают различные бизнес-проекты

«От дефицита сырья — к дефициту денег» Обзор рынка бумажно-беловой продукции«От дефицита сырья — к дефициту денег» Обзор рынка бумажно-беловой продукции«От дефицита сырья — к дефициту денег» Обзор рынка бумажно-беловой продукции

Самым печальным явилось то, что резкий рост процентной ставки и изменение условий кредитования для многих производителей затормаживают развитие и замораживают различные бизнес-проекты. Нам также пришлось скорректировать свои планы, исходя из текущей ситуации, ставя на паузу несколько маркетинговых мероприятий, пересматривая ценовую политику и условия работы с нашими партнерами. Тем не менее, все основные участники рынка остаются на плаву. На сегодня это самое главное!

Проблемы с сырьем и оборудованием для производства бумажно-беловой продукции, возникшие из-за резкого изменения в экономической ситуации в стране в 2022 году, были преодолены. Дефицит сырья мы прошли достойно, и сейчас верим в свои силы, верим в поддержку наших партнеров, и двигаемся дальше.

Сейчас приходится констатировать, что одна проблема сменилась другой — от дефицита сырья к дефициту денег. Каждый раз мы преодолеваем препятствие и берем новую высоту. Сейчас планка очень высоко поднята.

Не знаю, как весь рынок ББП справляется, но думаю, что каждый сейчас, исходя из своих возможностей, своего положения, вырабатывает свою линию поведения.

Все знают, какое количество кризисов пришлось преодолеть бизнесу в России. Кто-то на них заработал, кто-то разорился и стал банкротом. У каждого свой путь. Сейчас очередное испытание для всех, и каждая компания принимает свое решение — важное, где-то даже и судьбоносное. Мы не исключение. Нам приходится поднимать цены, учитывая падение покупательского спроса и падение рождаемости. Возможно, мы немного потеряем продажи в штучном выражении. Мы пересматриваем кредитные лимиты по клиентам, учитывая их историю платежей. Так, мы ограничили отгрузку продукции в длительные отсрочки и закладки. Дальше будем наблюдать, и принимать решение, исходя из ситуации, которая будет складываться в экономике нашей страны.

Говоря о лидерах на нашем рынке, надо отметить, что бумажно-беловая продукция имеет огромный ассортимент — от зеленой тетрадки до тетрадей с запасным блоком, от бумвинила эконом до шикарных ежедневников, скетчбуков и так далее. И в каждом из направлений могут быть свои лидеры. К примеру, в сегменте тетрадей на скобе — один лидер, а в продуктах с твердой обложкой может быть совсем другой.

Определить доли между производителями или продавцами очень сложно. На рынке, например, есть поставщик — ГК «Самсон», у которого нет своего производства, но они являются лидерами в продаже бумажно-беловой продукции на маркетплейсах.

На мой взгляд, в последнее время появилось много новых брендов на нашем рынке. И их становится все больше и больше. Сейчас рынок просто перенасыщен бумажно-беловой продукцией.

«От дефицита сырья — к дефициту денег» Обзор рынка бумажно-беловой продукции«От дефицита сырья — к дефициту денег» Обзор рынка бумажно-беловой продукции«От дефицита сырья — к дефициту денег» Обзор рынка бумажно-беловой продукции

Что касается товарных тенденций на рынке, то продолжается падение объемов продаж зеленой тетради. И в целом, несмотря на то, что денег на канцтовары люди стали выделять меньше из своего бюджета, продукция эконом-класса падает стремительнее, чем средний ценовой сегмент.

В то же время набирает оборот продукция с пластиковой обложкой в разных товарных группах. Мы такую продукцию начали выпускать еще в 2014 году. Но на тот момент рынок и потребитель еще не были готовы к таким инновациям, и мы вынужденно сняли эту группу с продаж. Кстати, у нас нередко так получается, что мы немного опережаем спрос, предлагая что-то новое и интересное. А рынок оказывается не готов. Тогда мы снимаем это с производства, отправляем в архив, и через лет пять эта продукция становится востребованной и хитом продаж. И такое явление мы наблюдаем с регулярной периодичностью.

Прогнозы на 2025 год? Все будет хорошо. Пока непонятно только когда. Горизонт планирования — месяц! Пока живем в таком режиме. Главное сейчас — сохранить и не потерять свои позиции на рынке.

Андрей Хворостяныйруководитель отдела продаж канцелярской продукции компании «Проф-Пресс»
«От дефицита сырья — к дефициту денег» Обзор рынка бумажно-беловой продукции

Сильных изменений позиций основных игроков на рынке в прошлом году не произошло. Не было не резких падений, ни прорывов. Думаю, что по итогам 2024 года сегмент ББП немного подрастет в выручке, но упадет в штуках. Если говорить о тенденциях в ценовых сегментах, то уже не для кого не секрет что откровенно дешевая продукция продается последние несколько лет хуже.
Наиболее востребован товар средней и даже средний + ценовых категорий. Это одна из причин того, что даже при меньших продажах в штуках рынок растет в деньгах.

Полагаю, в ближайшие годы рынок ждет стагнация, все крупные компании перейдут на режим максимального энергосбережения и адаптации к сложным экономическим реалиям

Помните, как пели члены домкома в фильме Владимира Бортко «Собачье сердце»: «Суровые годы уходят — Борьбы за свободу страны! За ними другие приходят — они будут тоже трудны». Так и у нас – 2024 год был сложным. Тут и беспрецедентно высокая ключевая ставка, и трудности с платежами в Китай, и резкие трудно прогнозируемые скачки курса валют и т. д. Но 2025 год обещает быть еще более интересным. Полагаю, в ближайшие годы рынок ждет стагнация, все крупные компании перейдут на режим максимального энергосбережения и адаптации к сложным экономическим реалиям. А у кого и насколько успешно это получится мы и увидим в 2025 году.

Артем Дулькинкоммерческий директор «ПЗБМ»

Уже сейчас, в ноябре 2024 года, понимаем, что год к году идет снижение производства бумажно-беловых товаров. Связано это прежде всего с перепроизводством «бумбела» в 2022-2023 годах, а также падением числа учащихся младших классов и рост средней школы и старшей.

Здесь необходимо сделать две поправки. Во-первых, в статистике по-прежнему нет данных одного из крупнейших производителей тетрадей из Рязани, а во- вторых, необходимо сделать поправку на увеличение потребления за счет учащихся из новых регионов. Всего учащихся в 2025-2026 гг. мы оцениваем в 27,3 млн чел, из которых учащихся из новых российских регионов – 0,48 млн чел.

Мы отмечаем рост маркетплейсов и снижение продаж через оффлайн розницу. Вместе с тем, ожидаем, что в период с 2025 по 2026 год рост продаж канцелярских товаров через маркетплейсы прекратится. Это в большей степени будет связано с законодательным регулированием последних. Канцтовары в онлайне будут стоить дороже оффлайна и часть потребителей снова будет делать покупки в традиционной рознице.

Основным негативным фактором для производителей бумбела в 2024 году стал рост непроизводственных расходов: рост процентной ставки по кредитам (+ лизинг, факторинг), рост заработных плат, рост стоимости логистики, ослабление рубля по отношению к основным валютам, что вызвало рост стоимости запасных частей, краски и т. д, и др. Этот тренд станет определяющим в структуре расходов и в 2025 году.

К позитивным факторам можно смело отнести рост заработных плат по всей стране. Это означает увеличение спроса на качественные тетради. Такие, как «вау-тетради» от ПЗБМ!

Мы постоянно корректировали наши планы в сторону увеличения, спрос в первые 8 месяцев 2024 года превышал наши производственные возможности. Причем, основная проблема – люди, нехватка кадров есть по всей стране.

Большинство производителей так или иначе уже решили проблемы с сырьем и оборудованием. За последние два года только новых тетрадных линий было ввезено порядка семи. Основной вопрос – это кадры. Тот, кто справится с этим относительно новым вызовом наиболее эффективно, тот сможет хорошо расти на рынке.

«От дефицита сырья — к дефициту денег» Обзор рынка бумажно-беловой продукции

Цены выросли практически на весь ассортимент бумажно-беловой продукции на 7-10% за 2024 год, а 2025 вырастут еще больше. Предположительно — от 15-20%.

«От дефицита сырья — к дефициту денег» Обзор рынка бумажно-беловой продукции

Цены выросли практически на весь ассортимент бумажно-беловой продукции на 7-10% за 2024 год, а 2025 вырастут еще больше. Предположительно — от 15-20%.

Если говорить о том, кто и как на рынке справляется с негативными тенденциями в экономике, то здесь возможны несколько вариантов: увеличение цен на ББП, сокращение ассортимента и отсрочек платежа, улучшение производственной эффективности. Тот кто сможет сделать это наиболее эффективно, окажется на лучших позициях к сентябрю 2025 года.

Приходится констатировать, что мы теряем по одному независимому производителю ББП каждый год: АЦБК, BG, ТетраПром. Думаю, к сожалению, следующий год не станет исключением. Что касается лидеров, то, полагаю, Топ-6 игроков на рынке останется прежним: «Хатбер-М», «Рельеф-Центр», «Проф-Пресс», ПЗБМ, «Маяк Канц», «Полиграфика».

В целом рост демонстрируют тетради в пластиковой обложке. В прошлом году ПЗБМ выпустила 12-листные тетрадки в пластике. Общие делать не стали. Дело в том, что наша «фишка» — это «вау-тетрадки», а на пластике многие эффекты не доступны. Мы делаем ставку на тетради с ламинацией софт-тач – клиенты по прежнему с удовольствием выбирают тактильно приятные вещи.

Шеварева Людмиланачальник отдела маркетинга и сбыта продукции компании «МАЯК КАНЦ»
«От дефицита сырья — к дефициту денег» Обзор рынка бумажно-беловой продукции

По оценкам аналитиков, в 2024 году в России будет произведено около миллиарда единиц бумажно-беловой продукции (ББП). Это серьёзный показатель работы отрасли, однако далеко не рекорд, если сравнивать с показателями предыдущих лет. Так, в целом 2024 год по отрасли характеризуется снижением производства школьных тетрадей (минус 31 % к 2023 году), а также общих тетрадей (минус 18 % к 2023 году). Рост выявлен только в производстве альбомов для рисования — плюс 16 % к 2023 году.

Несмотря на отрицательную динамику, данные статистики объясняются, скорее, возвращением рынка к сбалансированному состоянию. Количество продукции за предыдущие два-три года не особо коррелировалось с ухудшающимися демографическими показателями в стране. И как следствие, столкнулись с тем, что на сегодняшний день объемы товарной продукции превысили объемы реализуемой продукции. Излишки фиксируются как у дистрибьюторов на складах, так и непосредственно у производителя. При этом демография продолжает оставаться одной из самых острых проблем в России и все также напрямую влияет на производство ББП.

Свою лепту в снижение объемов производства внесла и высокая ключевая ставка ЦБ. Ее регулярное повышение опережало повышение стоимости бумажно-беловой продукции, ограничивало доступ к кредитам.

...в сравнении с допандемийным периодом мы чуть ли не вдвое улучшили свои экономические показатели

«От дефицита сырья — к дефициту денег» Обзор рынка бумажно-беловой продукции

Все эти факторы повлияли на работу и нашей компании. С одной стороны, спад небольшой относительно итогов работы отрасли в целом. С другой — в сравнении с допандемийным периодом мы чуть ли не вдвое улучшили свои экономические показатели. Это касается как объемов производства школьных и общих тетрадей, так и альбомов для рисования.

Отмечу весьма любопытную тенденцию последних лет, связанную с устойчивым спросом на альбомы. Казалось бы, везде и всюду идет глобальная цифровизация. Повседневную жизнь невозможно представить без высоких технологий. При этом спрос на альбомы для рисования говорит об устойчивом росте у потребителей интереса к творчеству.

Значимым событием 2024 года для нас стал совместный патриотический проект с Министерством промышленности и торговли РФ, Государственной Думой РФ и Национальным телевизионным каналом «Звезда». Это уникальный проект в масштабах страны, направленный на патриотическое воспитание детей и молодежи через ББП. Мы выпустили серию тетрадей «Время героев» с образами героев СВО, и в частности с изображением экипажа легендарного танка «Алёша». Реализация проекта продолжится и в 2025 году.

Прогнозы для отрасли на предстоящий год на фоне нестабильной внешнеполитической и экономической делать, конечно, трудно. Тем не менее, планов у компании много. В долгосрочной перспективе планируем выстроить эффективный диалог с торговыми сетями и маркетплейсами, участвовать в выставках, создавать «трендовые» продукты. Главное — сохраняем репутацию ответственного и надёжного поставщика. Уверена, что впереди нас ждет интересный 2025 год!

Комментарии
Задавать вопросы и оставлять свои комментарии могут только авторизованные пользователи. Пожалуйста войдите на портал со своими регистрационными данными или зарегистрируйтесь →


Предыдущий материал
«Слияние откроет новые горизонты для обеих компаний»
Следующий материал

#ББП, #МаякКанц, #обзор бумбела, #ПЗБМ, #ПЗБМ, #Проф-Пресс, #Хатбер, #ХАТБЕР-М



Новости



Другие материалы компании КанцОбоз.ру (KanzOboz.ru)

История тетрадных линовок длиной в 129 лет
03.03.25 
813
 
 
СуперВсего 1 человек
 
НравитсяВсего 6 человек
 7

Новости выставок и конференций
Материалы портала
Случайное КанцФото
Новинки компаний