АО "Гамма ТД" , ИНН: 7722789813, ERID: LjN8KUy88
21 февраля 2023

Игорь Коломейцев ООО «Монди Сейлз СНГ» (Монди СЛПК): «В 2022 году объемы потребления офисной бумаги в России несколько снизились»

Игорь Коломейцев ООО «Монди Сейлз СНГ» (Монди СЛПК): «В 2022 году объемы потребления офисной бумаги в России несколько снизились»
Игорь Коломейцев, директор по продажам «Монди СЛПК».

Прошлогодний дефицит офисной бумаги оказал существенное влияние на канцелярский рынок. Однако производители оперативно нашли решение неожиданно возникших проблем. О главных событиях и тенденциях этого сегмента интернет-порталу KanzOboz.ru рассказал Игорь Коломейцев, директор по продажам «Монди СЛПК».

Игорь Коломейцев ООО «Монди Сейлз СНГ» (Монди СЛПК): «В 2022 году объемы потребления офисной бумаги в России несколько снизились»

Игорь, что сейчас происходит на российском рынке офисной бумаги? Как объемы производства и продаж офисной бумаги в 2022 году соотносятся с показателями 2021 года (в натуральном и в денежном выражении)? Насколько стабильны поставки этой продукции?

Рынок офисной бумаги традиционно развивается в соответствии с темпами развития ВВП, не повторяя его до десятых долей процентов, но строго следуя общим тенденциям. Таким образом, мы предполагаем, что в 2022 году произошло определенное снижение объема потребления офисной бумаги в России относительно уровня 2021 года. Точные цифры еще предстоит оценить, поскольку в последние годы влияние начали оказывать такие новые и ранее не учитываемые факторы, как увеличение доли удаленной работы во время пиков пандемии COVID-19, рост доли электронного документооборота, а в 2022 году – введение экспортных ограничений, что вызвало резкое усиление конкурентной борьбы на внутреннем рынке.

В то же время появлялись факторы, которые привели к росту потребления офисной бумаги – повышенные бюджетные траты в определенных отраслях неизбежно вызвали и увеличение бумажного документооборота, а уход из России провайдеров систем электронного документооборота поставил многие организации перед необходимостью обратно перейти к печати бумажных документов.

Какие еще факторы влияют на производство и продажи офисной бумаги в России?

Прошлый год был категорически необычным. Геополитическая обстановка оказала влияние на нашу страну, на все сферы промышленности, ну и, конечно, на нас и наш комбинат. За короткое время разрушились все стабильные налаженные цепочки поставок, которые обеспечивали различные производственные процессы: речь идет о запасных частях, одежде машин, химикатах, логистике и прочем.

Мы с этим справились! Да, у нас произошло небольшое снижение производительности. Скажу откровенно, это было очень сложно, но мы все вместе смогли успешно ответить на этот вызов. При этом качественные показатели готовой продукции соответствовали требованиям клиентов и спецификации.

Какое влияние на российский рынок офисной бумаги оказал уход из России иностранных бумажных концернов и смена собственников ведущих предприятий?

Уход международных компаний привел сразу к нескольким последствиям. Помимо ухода брендов универсальных сортов офисной бумаги, которые были немедленно замещены российскими аналогами, ушли и бренды так называемых VAP-продуктов (Value Add Products – продуктов с высокой добавленной ценностью). Это материалы, применяющиеся при печати на различных цифровых машинах (на цветных лазерных, высокоскоростных струйных и пр.) и дизайнерские сорта бумаги, цветная бумага, высокосортные офсеты, которые используются для выпуска различных высокохудожественных изделий. С замещением подобных сортов сложнее: их производство требует особых технологий и оборудования, поэтому в большинстве случаев произошел так называемый downgrading – переход на менее сложные и недорогие сорта. Тем не менее наша компания не опускает руки: мы активно ищем ниши, где можем воспроизвести полностью либо частично те или иные сорта, покинувшие рынок России. Например, в январе 2023 года мы запустили такие новые продукты, как офисную бумагу высокой плотности CartBlank Digi, кремовую пухлую бумагу для печати книг, премиальную офсетную бумагу. Задача это нетривиальная, но я уверен, что «Монди СЛПК» на этом не остановится, и мы выведем на рынок и другие востребованные продукты, недоступные сейчас из-за введенных санкций.

От чего зависят и как меняются цены на офисную бумагу? Как сегодняшние цены соотносятся с ценами 2021 года?

Цены на офисную бумагу зависят от множества факторов. Это, например, рост производственных затрат, связанный как с инфляционным ростом стоимости разнообразного сырья, запасных частей и комплектующих, необходимых для производства, так и с негативным влиянием санкционного давления: закупки стали дороже, логистические процессы усложнились и занимают теперь больше времени.

Растут и затраты на перевозку готовой продукции, что связано, например, со сложностями в поставках некоторых запасных частей для грузового автотранспорта, увеличением вынужденного простоя в их ожидании, ростом стоимости ремонта и технического обслуживания. Эти факторы снижают доступность автотранспорта, что в рыночной среде неизбежно приводит к росту стоимости перевозок.

Поэтому в сложившейся ситуации стоимость бумаги, как и любого другого товара, конечно, выросла по сравнению с 2021 годом. Хотя, если взять более длинный период – пять или десять лет, – то легко можно увидеть, что рост цен на бумагу значительно отстает от накопленной за тот же период инфляции.

Игорь Коломейцев ООО «Монди Сейлз СНГ» (Монди СЛПК): «В 2022 году объемы потребления офисной бумаги в России несколько снизились»

Насколько, по Вашим оценкам, вероятно повторение весенней ситуации с дефицитом офисной бумаги и стремительным ростом цен на нее?

Мне сложно говорить о других производителях и о том, насколько стабильны сейчас у них производство и снабжение. Что касается нашей компании, повторюсь: мы смогли получить все нужные ресурсы для того, чтобы комбинат не останавливался и продолжал выпускать необходимый объем продукции в соответствии со всеми требованиями к качеству. По поводу роста цен в 2022 году скажу, что мы проводили изменения только в рамках, которые были запланированы в бюджете (составленном еще в конце 2021 года), и в пределах инфляции.

Какие каналы продаж офисной бумаги являются сейчас основными? Какую долю в структуре продаж этой продукции занимает канцелярская розница? Остаются ли стабильными продажи офисной бумаги в этом канале?

В связи со структурой российской экономики основными потребителями этой продукции являются крупные корпорации (как с государственным участием, так и без него) и государственный сектор (закупки по 44-ФЗ). Доля канцелярской розницы в общих продажах офисной бумаги относительно невысока, но стабильна. По нашим оценкам, в различные периоды она колеблется в рамках 10% от общего объема рынка потребления данного продукта. Правда, в последнее время мы наблюдаем рост интереса к нашему продукту со стороны онлайн-каналов продаж – и интернет-магазинов классических игроков канцелярского рынка, и различных маркетплейсов, и оперирующих на них независимых селлеров. Возможно, в ближайшее время продолжающие развитие онлайн-каналы заберут на себя часть тех продаж, которые сейчас осуществляются через канцелярскую розницу.

Несколько лет назад многие игроки рынка прогнозировали снижение потребления офисной бумаги в связи с распространением электронного документооборота. Как компьютерные технологии в итоге повлияли на продажи офисной бумаги?

Как уже было сказано, в перспективе нескольких лет развитие систем электронного документооборота вне всяких сомнений продолжит снижать уровень потребления офисной бумаги. Этот процесс очень заметен на развитых рынках Европы и Северной Америки. Однако этот процесс постепенный, и иногда в силу каких-либо причин он может замедляться и даже обращаться вспять – как, например, происходило в 2022 году в связи с уходом из России тех или иных провайдеров данного сервиса.

В любом случае процесс внедрения ЭДО идет активно, что оказывает негативное влияние на объем потребления офисной бумаги. Но не стоит забывать, что на наш рынок влияет и направление развития экономики, то есть, когда мы увидим разворот в развитии ВВП России, продажи бумаги с большой вероятностью покажут положительную динамику.

Как развивается ассортимент офисной бумаги? Нужны ли покупателям какие-либо новинки в этой товарной категории?

Ассортимент офисной бумаги стабилен, если не сказать консервативен. Традиционно производители предлагают бумагу трех основных марок – это А, В и С классы с классически сложившимися техническими характеристиками. Нужно отметить, что не так давно, в 2018 году, этот ассортимент был зафиксирован соответствующим национальным стандартом – ГОСТ Р 57641-2017 «Бумага ксерографическая для офисной техники».

Тем не менее в связи с уходом из России ряда международных производителей на рынке сложилась нехватка ряда специальных сортов, например офисной бумаги высокой плотности. Нашим ответом стал запуск в производство и продажу нового продукта CartBlank Digi с плотностью 160 г/м2 в форматах А4 и А3.

Игорь Коломейцев ООО «Монди Сейлз СНГ» (Монди СЛПК): «В 2022 году объемы потребления офисной бумаги в России несколько снизились»Игорь Коломейцев ООО «Монди Сейлз СНГ» (Монди СЛПК): «В 2022 году объемы потребления офисной бумаги в России несколько снизились»Игорь Коломейцев ООО «Монди Сейлз СНГ» (Монди СЛПК): «В 2022 году объемы потребления офисной бумаги в России несколько снизились»

Другой момент касается брендов, например, в связи с решением компании Mondi прекратить производство и дистрибуцию ассортимента брендов IQ и Maestro в России мы для обеспечения непрерывности поставок нашим партнерам в кратчайшие сроки выпустили на рынок новые бренды: Projecta Ultra и Projecta Special в А и В классах, бренд CartBlank в С классе, а также полную линейку (А, В и С классы) под брендом «Чайка».

Игорь Коломейцев ООО «Монди Сейлз СНГ» (Монди СЛПК): «В 2022 году объемы потребления офисной бумаги в России несколько снизились»Игорь Коломейцев ООО «Монди Сейлз СНГ» (Монди СЛПК): «В 2022 году объемы потребления офисной бумаги в России несколько снизились»Игорь Коломейцев ООО «Монди Сейлз СНГ» (Монди СЛПК): «В 2022 году объемы потребления офисной бумаги в России несколько снизились»

Чем обычно руководствуются покупатели при выборе офисной бумаги? Какие характеристики продукции наиболее важны?

Критерии выбора различаются в зависимости от типа конечного потребителя: коммерческая компания или частный предприниматель больше внимания обратят на известность бренда и производителя, привлекательность бренда, а для конкурсных закупок важнее будут технические характеристики и уровень цены.

Но во всех случаях потребители обращают внимание на качество продукции, репутацию продавца и производителя, регулярность поставок и доступность продукции. И мы по праву гордимся тем, что даже в такой турбулентной среде, которую мы с вами наблюдали в 2022 году, наша компания сохранила непрерывность поставок бумаги надлежащего качества и полностью выполнила (а в ряде случаев и перевыполнила) согласованные с нашими партнерами бюджеты продаж.

Каковы Ваши прогнозы на 2023 год? Что будет происходить на рынке офисной бумаги? Какие тенденции внушают Вам оптимизм, а какие вызывают опасения?

Мы с оптимизмом смотрим в 2023 год, поскольку запас прочности у комбината достаточно высокий, и ожидаем, что результаты будут не хуже, чем в сложные предыдущие периоды. Видя умеренно оптимистичные прогнозы по развитию экономики России, мы ожидаем стабильный спрос на офисную бумагу; возможно даже некоторое улучшение ситуации. По своему опыту мы знаем, что после снижения спроса в случае резких изменений макроэкономической среды рынок в последующие годы компенсирует потерянные позиции и часто возвращается на предыдущий уровень или даже переходит на уровень выше. Мы наблюдали это неоднократно, например, в 2014-2015 или в 2008-2010 годы.

Желаем нашим партнерам и потребителям уверенного развития бизнеса в 2023 году: мы продолжим поддерживать ваши проекты, в том числе и с помощью масштабных рекламных кампаний и программ лояльности по основным нашим брендам, и не подведем вас в решении ваших бизнес-задач!

Беседовал Олег Сафронов (специально для KanzOboz.ru)


Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Задавать вопросы и оставлять свои комментарии могут только авторизованные пользователи. Пожалуйста войдите на портал со своими регистрационными данными или зарегистрируйтесь →


Предыдущий материал
MESHU – это настроение, атмосфера, уют и яркие эмоции
Следующий материал
Время актуальных решений: «Скрепка Экспо» в новом выставочном пространстве «Тимирязев Центр».

#Игорь Коломейцев, #Монди СЛПК

«Мы не стоим на месте»
14.03.24 
15166
 
 
СуперВсего 1 человек
 
СочувствуюВсего 1 человек
 2


Топ-фото за предыдущий месяц

Конференция INFORMAT.
Последние комментарии
Неплательщики
Актуальные темы