История появления наклеек довольно затейлива и забавна. Всё началось ещё в конце девятнадцатого века, когда некий врач пытался придумать медицинский пластырь, который заменял бы бинт, приклеиваясь к коже. Проблема заключалась в том, что нужно было придумать абсолютно безвредный для пациента клей, который к тому же не схватывался бы намертво. Медицинский пластырь создать тогда так и не получилось, но кое-какой результат был получен: самоклеящиеся «латки» оказались незаменимы для быстрого ремонта велосипедных шин. Именно так дебютировала технология самоклеющихся листков.
Второй подход к теме стикеров в 1935 году сделал некий американский предприниматель, предложивший нелипкую сторону клейкой ленты «обременять» коммерческими изображениями – этикетками, логотипами и т.п.
Как появились стикеры в их сегодняшнем формате, известно довольно хорошо. Вначале, в 1968 году сотрудник американской компании 3М Спенс Силвер создал специальное клеящее вещество, которое, во-первых, приклеивало носитель к поверхности из любого материала, во-вторых, не схватывалось, позволяя в случае необходимости «разлепить» склеенные предметы, и, в-третьих, равномерно и тонким слоем наносилось на бумажную или полиэтиленовую основу. Собственно говоря, Силвер работал над усовершенствованием клея для скотча.
В 1973 году коллега Силвера, Арт Фрай попробовал использовать этот клей… в церковном хоре. Фрай не мог запомнить тексты всех песнопений, поэтому он нанес клеящий слой на изнаночную сторону листов с текстом и закрепил их на перилах хора. А когда пришла пора уходить, спокойно их отлепил.
В такой неожиданной ипостаси стикеры и дебютировали. Ещё семь лет ушло на исследование рынка и доработку технологий, а в 1980 году всё та же компания 3М начала производство первых стикеров сразу двух типов: в виде блоков из небольших чистых листочков (довольно скоро они стали разноцветными) – для бытовых и корпоративных нужд (именно такие мы сейчас используем на работе и дома в качестве оперативных или долгосрочных записок-«напоминалок» – себе и другим) и с готовым отпечатанным изображением на лицевой стороне. Это могли быть и просто эмоциональные «мессиджи», вроде «смайлов», и реклама конкретной продукции, и политические лозунги, особенно востребованные в периоды предвыборных кампаний.