Как экономический кризис и пандемия коронавируса сказываются на бизнесе Acco Brands? Какие изменения спроса на канцелярские товары уже заметны в том канале (-ах) продаж, в котором (-ых) работает Ваша компания?
Анастасия: В первом квартале мы как поставщик не заметили никаких изменений - ни в доли категорий, ни в изменении доли каналов сбыта. И даже выросли больше плана. Продолжающееся увеличение продаж через онлайн - это не новая тенденция.
Но мы получили обратную связь от наших партнеров, о том, что происходит на следующем уровне продаж, и, подытоживая, можно сказать следующее:
- особенно страдает московский корпоративный рынок в традиционном канале продаж;
- также, и это очевидно, сильнее страдают розничные сети;
- в регионах нет спада, но и роста тоже нет;
- сегмент канцтоваров страдает сильнее, чем сегмен техники;
- маленьким и средним компаниям будет очень сложно пройти через данное испытание экономикой (я имею в виду резко возросший курс) и пандемией. Они чувствуют себя хуже всех с точки зрения падения продаж.
Мы поставляем не товары первой необходимости, поэтому мы закрыты до 6 апреля. До закрытия московский офис работал из дома, производство и склад - в нормальном режиме с соблюдением всех необходимых мер безопасности.
Спрос на какие виды продукции уже заметно снизился и/или будет, по Вашим прогнозам, существенно снижаться в ближайшее время?
Анастасия: Прогноз дать очень сложно. По оценке моего знакомого физика-математика, потребуется минимум три-четыре месяца для того, чтобы эпидемия пошла на спад, но может быть и год. Зависит от того, насколько эффективные меры будут приняты сейчас, насколько дисциплинировано мы подойдём к вопросу с точки зрения личной ответсвенности.
Бизнес, конечно, пострадает. Сейчас все траты будут скоращаться до минимума, рабочие места сокращаться. Канцтовары - категория, на которой экономят в первую очередь.
Но на что есть надежда:
- рост продаж онлайн может компенсировать падение в других сегментах, и над этим нужно работать;
- структура потребления изменится в сторону канцтоваров, техники и пр., удобных для работы дома, а работа дома может затянуться;
- люди начнут, наконец, больше думать о своём здоровье и безопасности, начнут обращать внимание на то, что именно они покупают, т. е. вопрос качества продукции, на мой взгляд, станет гораздо важнее, чем раньше.
В каждой ситуации много положительных сторон. Нужно просто остановиться и посмотреть внимательнее.
Заметны ли уже сбои в работе иностранных и российских поставщиков? Нехватку какой продукции/материалов Вы ощущаете или ожидаете в ближайшее время?
Дарья: Когда эпицентр пандемии был в Китае, и там временно закрывались заводы и вводился обязательный карантин, у нас была информация о задержке ряда товаров на месяц-два, кроме того, примерно на месяц сдвинулся запланированный выпуск новинок, но в целом сейчас с наличием проблем нет.
Как с учётом пандемии и экономического кризиса меняется/будет меняться закупочная стоимость/себестоимость канцелярских товаров? Планируете ли Вы изменение своих прайс-листов/розничных цен в соответствии с валютным курсом?
Дарья: На данный момент речи не идет об изменениях себестоимости из-за пандемии, но в нашем случае основное влияние имеет курс валют, поскольку прайс-листы в евро, и каждый месяц мы устанавливаем внутренний курс согласно официальному курсу ЦБ, так что транслировать повышение приходиться.
Какое влияние пандемия коронавируса оказывает на бизнес-процессы Вашей компании? Перешла ли Ваша компания на удаленный режим работы?
Дарья: На прошлой неделе весь московский офис Acco Brands переведен на удаленную работу из дома, но склад и производство продолжали свою работу в обычном режиме.
При этом на качестве работы это никак не сказалось: все сотрудники были доступны в привычные рабочие часы, и у них также настроен удаленный доступ ко всем сервисам и программам компании, а рабочие встречи и совещания проводились по Скайпу.
На этой неделе, согласно указу президента, склад и производство также остановили свою работу.
Какие рекомендации по работе в условиях сегодняшнего рынка Вы можете дать своим клиентам? Каких действий и какой поддержки Вы ждете от своих поставщиков?
Анастасия: На мой взгляд, сейчас многое будет решать скорость реагирования на задержки оплат, на изменение цен, на изменение складских остатков и пр. И самое важное - на изменение спроса. Спрос точно изменится на всю продукцию, кроме очевидных товаров первой необходимости. Доля канцелярских принадлежностей, компьютерных аксессуаров и офисной техники для дома существенно увеличится, а также, скорее всего, вырастет спрос на товары для детей, хобби, саморазвития и прочее. Как уже говорила ранее, думаю, что очень правильно развивать продажи онлайн. Тому, у кого сайты не очень современные, следует обновить их как можно быстрее. А для уже активно работающих площадок расширять ассортимент, проводить активное внешнее продвижение, улучшать контент и пр.
Как Вы оцениваете те меры, которые государство предпринимает сейчас для борьбы с распространением коронавируса и для поддержки бизнеса?
Дарья: К счастью, поскольку в Россию вирус пришел на пару недель позже, у нас есть возможность ориентироваться на опыт и ошибки других стран, так что все меры, безусловно, нужные и правильные, особенно меры, принимаемые касательно главных групп риска.
Самое главное - это то, что сейчас может сделать каждый человек: самоизоляция и социальное дистанцирование, именно эти меры наиболее эффективны в борьбе с распространением вируса.
С чем, на Ваш взгляд, связано озвучиваемое в официальной статистике существенно более низкое количество зараженных коронавирусом в России по сравнению с другими европейскими странами?
Дарья: С количеством проводимых тестов. В странах, где сейчас выявлено самое большое число зараженных, власти приняли решение тестировать всех жителей, например, в Италии показатель тестирования примерно 2500 на миллион, а в России на данный момент всего 800 на миллион.
Как долго, по Вашим прогнозам, будет продолжаться карантин и связанное с ним падение спроса?
Дарья: Я бы сказала, что минимум до середины июня, а основное падение мы увидим буквально через пару месяцев. К сожалению, думаю, что потеряем некоторых игроков рынка, кризис будет серьезным.
Что, на Ваш взгляд, ждет канцелярскую отрасль при оптимистичном и при пессимистичном сценариях развития событий в ближайшие месяцы/через полгода/через год?
Анастасия: Про оптимистичном развитии, ну скажем, при том, что вирус пойдёт на спад во второй половине года, рынок скорее всего упадёт процентов на 30-40 за год. Традиционная канцелярская продукция, наверное, пострадает сильнее всего.
Вследствие результатов года на 2021 год бюджеты будет сокращены, поэтому эффект падения, скорее всего, продлится.
При пессимистичном развитии даже и думать не хочется, как будет... но очень надеюсь, что в России меры пресечения распространения вируса будут жесткими, благодаря чему наше многомиллионное население в основной своей массе останется живым и здоровым.
При неблагоприятном сюжете, не по моей личной оценке, но оценке аналитиков, начало спада может начаться и через год... ну какие уж тогда продажи канцтоваров в 2020 году? Но опять же, многие канцелярские компании, скорее всего, перепрофилируются под новые потребности. И, конечно, проще будет компаниям с уже существующим на данный момент более широким ассортиментом.
Помимо финансовых возможностей компании, на мой взгляд, вопрос наличия или отсутствия сильной логистики у того или иного участника рынка станет одним из ключевых при обоих сценариях, возможно даже решающим для выживания в сложившихся условиях.
Здоровья всем!!! И удачи!