Термотиснение — это отделочный полиграфический процесс, позволяющий формировать на поверхности рельефное изображение под давлением и температурой. Среди множества видов термотиснения самыми популярными и распространенными являются следующие: |
— Блинтовое тиснение, которое работает за счет контраста между текстурой поверхности и материала.
— Обратный конгрев, который наоборот, продавливает изображение вовнутрь.
— Текстурирование, которое дает фактурный рисунок, способный имитировать такие материалы как древесную кору, змеиную кожу и многое другое.
— Тиснение фольгой — самый яркий способ отделки полиграфической продукции. Позолотные процессы применяются чрезвычайно широко в книгоиздании, производстве этикетки и упаковки как картонной, так и пластиковой. |
Сегодня в нашем необъятном мире, на рынок которого каждый день пробиваются все новые и новые продукты и услуги, как никогда важно уметь донести свою информацию четно, ясно и «осязаемо». Использование важных символов и значений, часто дополнительно усиленное золотыми и другими металлизированными фольгами, берет свое начало от старых религиозных традиций. Библия, а позднее и другая важная религиозная литература декорировалась натуральным золотом и драгоценными камнями. В эпоху Ренессанса книжные переплеты, сделанные в основном из свиной кожи, украшались блинтовым тиснением, а тиснение золотом придавало им дополнительный оттенок роскоши. И вот уже добрую сотню лет мы встречаемся с теми же психологическими приемами, желанием придать изделиям оттенок роскоши. |
Что же предшестовало современной технике тиснения?
|
Процарапывание, чеканка, гравирование
|
Наскальная гравюра в Алжире | |
Гравюры на скалах. Около 30 тыс. лет составляет возраст старейших из сохранившихся на скалах посланий творчества древних людей. Они представляют собой изображения животных, высеченных на камне в пещерах или на скалах. Эти изображения отображали мифологию и служили культурным целям. Иероглифы. В дальнейшем появился иллюстрационный шрифт, предшественник современных шрифтов; это были иероглифы. Происхождение слова «иероглиф» восходит к греческому языку и может быть буквально переведено как «священное» (hieros) и «то, что вырезано» (graphos). Достаточно широко известны иероглифы египтян; их возникновение относится к периоду около 4 тыс. лет до н.э. Они высекались на камне или чертились на керамических плитах. Во многих других областях, таких как Южная Америка, где развивалась культура народов майя и ацтеков, регионов долины реки Инд, Месопотамии создавались иероглифические шрифтовые системы, которые имели мифическое и религиозное происхождение и часто использовались в качестве орнаментального икусства. Прежде всего, в Египте они служили представительским и церемониальным целям и применялись, например, для декоративного убранства храмов и усыпальниц. Клинопись. Из иллюстрационных шрифтов развивались зрелые шрифтовые системы, как, например, клинопись, которая была разработана в Месопотамии в III тысячелетии до н.э. И получила распространение в других странах. Это был слоговой шрифт из 600 знаков, и использовался он, прежде всего, элитой общества в качестве коммуникационного средства. С помощью стилей (палочек для письма из дерева или тростниковых трубочек), обрезанных на концах в виде треугольников, закреплялись мягкие глиняные пластинки со шрифтом. Затем их сушили и обжигали, так что получаемые участки шрифта могли быть законсервированы и становились пригодными для транспортировки. |
Индийский барельеф | |
Барельефы. Совершенствование ремесел позволило создавать подробные изображения в форме барельефов. Они также высекались в виде художественных произведений на скалах. Но рельефные изображения встречаются и в более ранние периоды истории на кусках глины или в виде старых печатей. Иллюстрационные изображения носили преимущественно мистико-религиозное содержание. При изучении изделий с барельевами видно, что в их создании материал играл второстепенную, подчиненную роль. В качестве носителей рельефа могли использоваться самые различные материалы. Критериями ценности изделий являются ремесленное мастерство и художественное совершенство. |
Штампы и печати
|
Штампы и печати прошлых лет с самого начала из возникновения стали основой создания современной техники тиснения. Сначала шрифтовые или иллюстрационные элементы гравировались на каменных, глиняных, а позднее на металлических пластинах для того, чтобы затем их можно было воспроизвести тиснением. Шрифт и рисунки при этом воспроизводились абсолютно точно. Штемпельная печать наряду с трафаретной, таким образом, - старейшие виды печатной техники. Они были известны, прежде всего, в месопотамских и египетских культурах, а позднее получили широкое распространение в античном Риме. Тиснение керамических изделий. Штампы и печати вначале служили для маркировки и отделки керамических изделий, таких как горшочки, блюда, и строительных материалов (кирпич, черепица). Жители долины реки Инд такие штампы начали применять в 2300 г. до н.э. Иллюстрационными символами они обозначали сведения о личной собственности. На восточных глиняных досках и римских строительных кирпичах также находят многочисленные оттиски штампов. |
Римские монеты | |
Чеканка на монетах. Уже с 650 г. до н.э. В государстве Лидия, находившимся на западе Малой Азии, были отчеканены первые монеты. В качестве материала для монет использовался натуральный сплав золота и серебра. В Греции в 620 г. до н.э. Стали чеканить первые серебряные монеты. В дальнейшем начали использовать и золото, а в 500 г. до н.э. Стали обрабатывать медь. На античных греческих монетах (драхмы, мине, оболе или таланты) изображались рисунки из мифов, растения и животные. Денар, ас и сестерц были в III тысячелетии до н.э. Первыми монетами римлян. От чеканки монет и позолотной техники в ранних высоких культурах берет свое начало листовым (сусальным) золотом. Золото само по себе уже представляло реальную стоимость и ценность. Как материал, подвергавшийся обработке и использовавшийся в монетах или украшениях, золото имело огромное значение с давних пор. |
Тиснение на книгах |
Современная техника тиснения и полиграфии до начала XIX в. развивалась, главным образом, на книжных переплетных предприятиях и в книжных типографиях. В VI-X вв. были предприняты первые попытки применения техники тиснения при изготовлении книг. В Египте создавалось большое число книжных переплетов, оформленных блинтовым и бескрасочным тиснением, а вскоре после этого появились первые переплеты, украшенные золотом. |
|
В Венеции книжные переплетчики позаимствовали тиснение листовым золотом от арабов в середине XV в. Для этих золотых тиснений применялись листовое золото или более дешевые сплавы золота. К этому времени уже делали цветное тиснение, которое, однако, применялось очень редко. Таким образом европейские переплетчики владели уже со второй половины XV в.: - бескрасочного (блинтового) тиснения - цветного тиснения - тиснения листовым золотом |
Типичными переплетными материалами были сначала деревянные крышки, покрытые кожей. В дальнейшем их заменили более легким и лучше обрабатываемым картоном. Появились простые для применения штампы из железа и латуни, которые можно было использовать для передачи фигурных и орнаментальных тиснений, с их помощью также можно было отображать буквы и цифры. Были разработаны и так называемые чеканные инструменты для передачи простых прямых линий. Их можно сравнить с тупым ножом. Дальнейшее совершенствование этих инструментов привело к созданию филетов, имеющих длинную волнистую гравированную поверхность. Позднее появились также ролевые штампы. Прокатывая их по коже, изготавливали повторяющиеся украшения любой длины. Нагретые штампы могли применять для тиснения листовым золотом. Для обечпечения хорошего сцепления листового золота с материалом кожу грунтовали яичным белком или клеевой водой. |
|
|
Технологическое развитие |
В конце XV в. начинается технологическое развитие тиснения, которое происходило параллельно с развитием высокой книжной печати Гуттенберга. На основе его пресса для книжной печати, простого шпиндельновинтового пресса, разработали первые прессы для тиснения, обеспечившие повышенные давление прижима, что дало возможность применения для тиснения больших плит (штампов), во многих случаях приготовленных из латуни. Машинное тиснение листового золота позднее было значительно облегчено с изобретение в 1855 г. нагреваемых кривошипно-коленного и позолотного прессов. До этого плиты для тиснения было необходимо постоянно раздельно нагревать. Технический процесс расширял спектр применения технологии. С конца XVIII в. переплетчики изготавливали первые бумажные изделия, как, например, поздравительные открытки и визитные карточки, применяя рельефное тиснение. Печать с сухим тиснением. В конце XII в. наряду с тиснением листового золота появился другой способ тиснения золотых цветных бумаг. Цветные использовались, например, для торжественных речей, дипломов о дворянстве. Также они применялись как благородная альтернатива для оформления книжных переплетных крышек. Для тиснения использовались прессы с медными валами. Между двумя расположенными один над другим валиками горизонтально проходила горяча гравированная медная пластина. На медной пластине укладывались листочки золота, цветная бумага и мягкий войлок. Войлок выполнял роль формы противодавления. Этот способ применялся до начала XIX в. Печать с сухим тиснением назвали так, потому что все красочные и листовые металлы на всех стадиях печатного процесса используют только в сухом виде. |
Тиснение фольгой. В XIX в. начинается история современного тиснения фольгой. Тиснение фольгой представляет собой способ сухой печати и почти полностью заменило тиснение листовым золотом. Сегодня это самый распространенный способ тиснения. Тиснение цветной или металлизированной фольгой тесно связано с именем Энрста Езера, который был квалифицированным переплетчиком. Проблема нанесения светлых и белых печатных красок на фотокартон темных цветов привела его к созданию белой фольги, которая могла быть нанесена на поверхность посредством нагреваемых прессов для тиснения, покрывая без пробелов поверхность. Эрнст Езер смешивал воду с желатином, глицерином и белой минеральной краской и распределял жидкую массу тонким слоем на стеклянной пластине. Полученная после отверждения готовая фольга для тиснения могла быть снята со стеклянной пластины. Смешивая самые различные минеральные печатные краски Езер получал фольги разных цветов. В 1892 году он получил патент на «Изготовление цветного глубокого тиснения с применением цветных фольг». Прежде всего переплетные предприятия применяли его фольги для отделки переплетов. |
|
|
|
Преимущества технологии тиснения фольгой |
Сегодня тиснение фольгой — одна из самых популярных техник облагораживания внешнего вида продукции. Технология тиснение фольгой находит широкое применение во многих областях и используется при обработке различных материалов: кожи и картона, бумаги и полимеров, акрила и т.д. Тиснение фольгой преимущественно делается под воздействием температуры (горячее тиснение фольгой). Такое тиснение можно делать практически на любом материале, который выдерживает высокие температуры. Горячее тиснение делается с помощью пресса для тиснения. На одну сторону пресса крепится металлическое клише, которое разогревается до определенной температуры (105-120 градусов, в зависимости от материала). Потом проматывается рулон фольги и при помощи давления (тоже зависит от материала), а так же температуры — изображение с клише в зеркальном виде остается на запечатываемом материале. Эта технология имеет огромный спектр вариантов визуальных эффектов. Результат тиснения зависит не только о того, на какой материал наносят фольгу, но и от того, какими характеристиками обладает используемая фольга. При использовании глянцевой фольги изображение получается яркое с металлическим блеском, а матовая пленка, напротив, придает приглушенные тона. Таким образом, с помощью разных видов фольги можно создать имитацию чего-угодно: от голограммы до сияния драгоценных камней, от глянцевой поверхности до стираемого скетч-покрытия. |
Компания «Канц-Эксмо» активно использует технологию тиснения фольгой «Золото», «Серебро», «Голография» для облагораживания внешнего вида продукции, в частности: обложек дневников, альбомов для рисования, ежедневников и многого другого. |
|