– Дмитрий, с чего вы начали свой трудовой путь?
– В канцелярский бизнес я пришел в 1997 году. Я окончил
институт по специальности «инженер-механик» и работы в
профессиональной отрасли не нашел. Нужно было как-то жить, и я начал продавать канцелярские товары на рынке. Уже
в 2000 году была создана компания «Парта». Тогда в коллективе было всего десять человек. Мы представляли собой точки
на оптовом складе, развивали розничную торговлю и работали
с предприятиями в корпоративном направлении. Становление
компании, как оптовой, началось с 2003 года. После переезда
на склад – сначала площадью 160 м2, а потом и 280 м2 – пере
шли на самообслуживание. Тогда такие метражи для нашей
маленькой компании казались огромными, но через пару лет
все место было занято и площадей уже не хватало. В 2010 году
мы переехали на склад в 1200 м2. Раньше на этом месте находилась оптовая компания «Литера». Еще в далеком 2000 году,
занимая одно из последних мест среди оптовых компаний, я
даже не мечтал о таком росте!
– На сегодняшний день компания «Парта» лидирует в вашем регионе?
– Точно ответить не смогу. Расчетов мы не проводили. Некоторые поставщики говорят, что лидеры – мы. Другие оптовики
берут товар у других поставщиков, и там могут быть противоположные цифры. Все относительно.
– Какие методы позволили компании так вырасти или помог случай?
– Скажу честно, нам помог кризис 2008 – 2009 годов. Не было
бы кризиса, не было бы нас. Именно тогда мы подняли компанию. В кризисные годы разорилась крупная компания «Литера», а у нас склады были забиты битком. Мы закупили много
товара, впрок и по старым ценам. За счет этого у нас было
много клиентов, даже оптовиков, которые выкупали товар. А
цены росли. В результате мы и с долгами рассчитались, и вы
росли в объемах.
– Сильна ли конкуренция в регионе, особенно с федеральными компаниями?
– Да, конкуренция сильная. Такие федеральные компании,
как «Комус», «Рельеф», «Самсон», «Интек», «Группа Товарищей», нижегородский «Канцторг» значительно усложняют
жизнь. Изза них резко падают объемы оптовых и розничных
продаж. Да и гипермаркеты «Ашан», «Лента» тоже вносят
свою лепту. Это видно даже по тому, что в 2013 году в денежном эквиваленте мы остались на прежнем уровне, а расходы выросли. Получается, что в качественном выражении мы
просели. Такая картина продолжается с 2010 года. В 2012 мы
чуть-чуть подросли, но только за счет производства. Это ведет к сокращениям. Сокращается персонал. Из ста двадцати
человек у нас осталось меньше ста. Сокращаются издержки,
сокращается количество магазинов.
– Как в целом прошел для компании сезон 2013?
– Я ожидал, что все будет хуже, но сезон прошел удовлетворительно. Конечно, не так хорошо, как хотелось бы, но и не
совсем плохо. Скажу так: хотелось лучшего, рассчитывали,
что будет хуже, а получился усредненный вариант.
– У вас оптовая компания, кто является вашим поставщиком?
– Мы работаем практически со всеми поставщиками, которые есть на рынке. Если брать корпоративное направление –
то это «Самсон». А так в партнерах были и «Рельеф», и I.T.I.
Недавно начали работать напрямую с производителями, даже
белорусскими. Правда с белорусским товаром надо быть внимательным: в этом году закупили белорусские тетради и русские обложки. Тетради сделаны по ГОСТу. Естественно, мы подумали, что ГОСТ – общая одинаковая единица. А покупатели
говорят – у вас обложки на тетрадь по размерам меньше самой тетради. Начали проверять – и действительно: обложки не
подходят. Оказалось, белорусские тетради меньше российских.
– Помимо оптовых складов у вас есть и розничные магазины. Какие способы вы используете для привлечения
клиентов?
– Способы разные. Раньше были обычные дисконтные кар
ты со скидкой в 10%, сейчас карты с накопительной системой.
Как показала практика, накопительная и бонусная системы
приносят больше пользы. Вот один из примеров нашей работы: мы выбираем день и всем покупателям, владельцам карт, отправляем по сто рублей. Далее идет смс-рассылка: «На вашей
карте подарок от компании в размере ста рублей. Вы можете
оплатить этой суммой 20% покупки». Соответственно, люди,
зная, что у них есть некая сумма, идут ее тратить. Такая система оказалась интересной. Например, мы открыли магазин
в районном центре Новоспасский, и там накопительная система очень хорошо себя зарекомендовала – люди идут.
Не могу сказать, что это средство универсально для всех.
Мы эту систему разрабатывали давно и сами. Разрабатывали
долго, делали ошибки, но программа написана для нас, для 1С.