АО "Гамма ТД" , ИНН: 7722789813, ERID: LjN8KUy88
Рекомендуем
Случайное КанцФото
16 января 2013

Лицензионный рынок России: из пеленок на школьную скамью

Лицензионный рынок России: из пеленок на школьную скамью
Институт лицензирования заслуженно приковывает к себе взгляды производителей всевозможных товаров, как инструмент, увеличивающий прибыльность выпускаемой компанией продукции. Есть у него свои острые проблемы, решение которых правообладателям еще предстоит найти, но сегодня речь пойдет не о них. Мы расскажем об общем состоянии рынка в 2012 году и ожиданиях на 2013.

Рынок «школьного возраста»

«Мы живем в самой великой стране мира... Только у нас возможно такое тесное соседство компаний, когда у одних мы видим максимально насыщенный и выверенный портфель лицензионных брендов, у компаний же их антагонистов – откровенно олдскульный менеджмент, абсолютно не признающий подобные бизнес- и маркетинг-приемы. Подобное соседство возможно только на стадии становления лицензионного рынка, когда еще возможно относительно легко перетянуть теплое лицензионное одеяло на себя», – говорит Роман Четвертков, директор по маркетингу Megalicense. Молодость и «зеленость» отечественного лицензионного рынка отмечают все наши респонденты без исключения. Ничего удивительного в этом нет, ведь исторически США и Европа первыми взяли на вооружение лицензионную бизнес-модель. Незрелость на данный момент является едва ли не основной характеризующей чертой отечественного лицензионного рынка. По данным, предоставленным Ольгой Крицкой, директором Агентства по управлению правами «Мармелад Медиа», мировой рынок лицензирования в 2011 году составил по информации различных источников от 190 до 225 миллиардов долларов. Российский рынок лицензирования оценивается в 2 млрд. долларов, что составляет около 1% мирового рынка. «Российский рынок в целом, а лицензионный в частности, достаточно специфичен. Широкая география, отсталость некоторых отраслей производства, а также ментальность соотечественников играют в нем существенную роль», – комментирует Михаил Кулешов, менеджер по маркетингу и развитию розницы агентства ELC. – «Можно сказать, что лицензионный рынок прошел стадию «младенчества» и дорос до «школьного возраста». Каждому молодому организму свойственно быстрое развитие, так и рынок лицензий в России переживает сейчас период активного роста: на протяжении нескольких лет он демонстрирует уверенное увеличение. По оценкам специалистов, через десять лет объем лицензионного российского рынка может увеличиться в три раза – достигнуть 6 млрд. долларов. «На лицензионном поле появляется все больше небольших агентств, представляющих либо небольшие отечественные бренды, либо малоизвестные западные. Но при этом лицензиары не стремятся открывать здесь прямые офисы, предпочитая пользоваться услугами партнеров, и это опять говорит о том, что наш рынок не рассматривается западными компаниями в качестве зрелого», – рассказывает Михаил Кулешов.

Роман Четвертков: «По предварительным прогнозам, которые были озвучены еще в конце 2011 года, рост лицензионного рынка в России оценивался в 15 – 25%. Баланс по итогам года подводить еще рано, но основываясь на числе лицензионных соглашений, не только по брендам нашего агентства, можно смело утверждать, что этот прогнозный показатель был превышен. На какой процент – мы дадим ответ уже в новом году».
Роман Федотов, директор по развитию «РИО Лицензия», отмечает важную особенность: «По количеству брендов и игроков рынок уже достиг стадии насыщения. Чтобы сделать бренд успешным теперь не достаточно просто сказать, что он потенциально очень успешный и поставить его на телевизионный канал. В этом мы уже сравнялись с другими странами». Наши респонденты отмечают, что далеко не все на российском рынке воспринимают возможности лицензирования всерьез. Но это, по единогласному мнению, только дело времени: «Пока еще рынок позволяет игнорировать возможности, предлагаемые лицензионными агентами или правообладателями, но и это время скоро уйдет, как ушли фееричные девяностые. К середине десятых годов нового века уже не останется сколько-нибудь успешных компаний, не учитывающих лицензирование в своих бизнес-процессах. Многие сделают ставку на сопротивление, на развитие своих брендов и персонажей, единицам это удастся, остальные же, научившись на своих ошибках, как это принято в России, изменят свое отношение к лицензированию», – уверен Роман Четвертков.

Канцелярское место
Какое же место канцелярские товары займут на этом динамично развивающемся рынке, успех которому пророчат все эксперты без исключения? «Топ-3. Без возражений», – уверен Роман Четвертков. На самом деле, именно производители канцелярских товаров одними из первых обратили внимание на возможности лицензирования и на сегодняшний день накопили увесистый портфель опыта и знаний в этой сфере. «Канцелярский рынок – один из трех «праотцов» лицензирования в России, наряду с рынком игрушек и паблишинга. Хоть и «отцы» по названию, но по активности рынок даст фору любым молодым игрокам. Это тот уникальный сегмент рынка, в котором практически у каждой компании есть свои сильные, в том числе и лицензионные, стороны», – уверен Роман.

Ольга Крицкая: «Канцелярская продукция является одной из ключевых категорий для лицензионной программы практически любого бренда. Конечно, здесь еще нет таких объемов, как в сегменте продуктов питания и игрушек, но очень сложно представить сильный лицензионный бренд без товаров back to school».
Эксперты не сомневаются: канцелярский рынок перспективен, в нем кроется еще много возможностей. Ольга Крицкая комментирует: «Небольшое количество собственных сильных брендов создает благоприятные условия для лицензионных товаров на канцелярском рынке. Думаю, что помимо традиционных канцелярских товаров – тетрадей, дневников, блокнотов – одним из перспективных направлений для лицензирования могут быть различные инновационные товары, например, интерактивные ручки». Марина Жигалова-Озкан, генеральный директор ООО «Уолт Дисней Компани СНГ», отмечает: «Тенденция развития лицензионного сегмента в канцелярии очень позитивная, в последние несколько лет мы отмечаем рост интереса к лицензиям Disney и Marvel, и в том числе со стороны компаний, которые раньше в этом сегменте не работали. Что касается категорий, то сейчас активно растет категория товаров для творчества, огромный потенциал развития лежит в сегменте товаров для праздника и поздравлений, а также в личной канцелярии (ручки, ежедневники, папки)». В числе наиболее сильных канцелярских компаний, активно работающих с лицензиями, эксперты называют: «ХАТБЕР-М», «Цэнтрум Лэнд», «Концепт-Стиль», «Академию Групп», «Сервисторг», «Офис Премьер» и «ПроБюро». Активно стали внедряться на канцелярский рынок сильные издательства – «Эксмо» и «Росмэн». Игроков на канцелярском рынке довольно много, бумажно-беловых в частности, но, несмотря на занятость ниши, новые компании все же приходят к лицензионной модели в бизнесе. Марина Жигалова-Озкан комментирует: «Мы видим новых игроков, которые приходят в этот бизнес. И преимущество здесь будет за теми компаниями, которые умеют работать с дизайном, чтобы находить интересные и стильные решения, отвечающие потребностям целевой аудитории. Сейчас потребитель очень внимательно смотрит не только на функционал и стоимость продукта, но и на то, насколько товар соответствует его внутренним потребностям, отражает его стиль. В России производители канцелярских товаров одними из первых начали работать с лицензионными брендами. Как результат, сегодня эта категория одна из самых развитых с той точки зрения, как представлен лицензионный продукт». Михаил Кулешов подчеркивает интересную особенность: «В уходящем году мы обратили внимание на то, что компании, которые отмечают для себя необходимость приобретения лицензии, стали более избирательны. Их интересует не только состояние бренда на текущий момент, но и то, что с ним будет происходить в среднесрочной перспективе. Они более тщательно и основательно стали подходить к оценке своих возможностей, перед принятием решения они стремятся получить исчерпывающую информацию по различным лицензиям. И, конечно, все большую значимость начинает приобретать поддержка лицензии со стороны правообладателя и агента. На каком канале размещен контент, есть ли на рынке игрушка и печатная продукция, и насколько хорошо они продаются, какие активные маркетинговые мероприятия проводятся в поддержку бренда – все это слагаемые длительной популярности лицензии на рынке».

Продуктивный 2012, многообещающий 2013
«Думаю, что многие разделят со мной мнение, что год был успешным для нашего рынка», – выражает уверенность Роман Федотов. Действительно, все опрошенные нами лицензиары отмечают позитивный характер ушедшего года. Множество премьер и релизов, первая российская лицензионная выставка, выход отечественных анимационных студий на международный рынок, миллиард просмотров «Лунтика» в Интернете, начавшееся вещание телеканала Disney – яркие события, сделавшие 2012 год удачным для лицензионного рынка. Прорывом года некоторые респонденты называют выход на лицензионный рынок интернет-проектов: Angry Birds, Cut the Rope, Tvidi.ru, Mr.Freeman. Это только зарождение тенденции выхода популярных интернет-проектов в оффлайн, вероятно, в последующие годы мы увидим не один лицензионный бренд родом из Сети. В 2013 году планируется немало премьер, многие из которых, несомненно, впоследствии станут успешными лицензиями.

Роман Четвертков: «Тенденцию, которая появилась сейчас, но проявится в следующем году, можно выразить так: профит от работы с множеством новых лицензий получат те компании, которые подготовят и выпустят товар к старту их трансляции на ТВ. Фрагментированный или спринтерский лицензионный рынок предполагает быструю реакцию лицензиатов. Кто первый, того и барыши…»
Ольга Крицкая: «Прогнозы на лицензионном рынке крайне относительны. Ведь мода на бренд – не основной критерий при покупке лицензии, учитывается слишком много факторов. Безусловно, в тренде останутся анимационные бренды, однако очень интересны интернет-проекты, набирающие обороты в лицензионном бизнесе, но, возможно, будут и те, кто в будущем году преподнесет нам сюрпризы».
Лицензионный рынок России: из пеленок на школьную скамью

Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Обсудить материал
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.


Предыдущий материал
NAVIGATOR И DISCOVERY: Лучшее – потребителю!
Следующий материал
Маркировка интернет-рекламы: особенности работы с рекламными баннерами и всплывающими окнами на сайте вашей компании.



Новости


Другие материалы компании Журнал Канцелярское Дело

Новости выставок и конференций
Материалы портала
Случайное КанцФото
Новинки компаний