Напоминаем, что мы не ставили перед собой задачу ранжировать компании каким-либо особым образом (кроме как по официальному показателю выручки за 2017 год по данным ФНС России), оценивать их финансовое благополучие или надежность, исследовать их деятельность или намерения, а лишь стремились выявить самые большие. Все данные взяты из открытых источников. Остальные примечания (достаточно важные) указаны под таблицей рэнкинга. Там же даны ответы на типичные вопросы: почему в таблице нет некоторых известных компаний, почему нет компаний торгующих форматной бумагой и офисной техникой, почему компании не разделены по группам (производитель, ретейлер и т.д.). Добавим, что нижеследующие выводы основаны исключительно на работе с таблицей и связанными с ней дополнительными данными. Основным видом деятельности перечисленных компаний является следующий — «46.49.33 торговля оптовая писчебумажными и канцелярскими товарами», что вовсе не исключает и других.
«Стоимость» входного билета в ТОП-100 сегодня равняется 100 млн рублей годовой выручки. Даже если по каким-либо причинам «потеряны» 10–20 известных компаний, лидеры отрасли — налицо.
Какие же характеристики рынка можно озвучить, изучая рэнкинг? В первую очередь, общий объем выручки 100 компаний увеличился на 10% (по сравнению с 2016 годом). Много это или мало? Учитывая параметры инфляции и скачков валютного курса (как правило, в сторону увеличения), можно сделать вывод, что рынок протоптался на месте без движения. Но дьявол, как всегда, кроется в деталях, и если федеральные игроки и большинство московских компаний показали заметный рост, то региональные — в большинстве своём сильно «упали». Именно об этом падении регионального опта так много говорилось в течение этого года, особенно на конференции «Главный канцелярский вопрос» и выставке «Скрепка экспо». Причин падения может быть несколько — активный рост федеральных игроков (основанный, в первую очередь, на развитии технологий и мощной логистике, что позволило им в итоге «опуститься» до работы с мелким клиентом в любом регионе России); серьезное снижение покупательской способности населения в регионах (спрос остается стабильным только на самые дешёвые товары, продажа которых не позволяет зарабатывать); продолжающееся усиление позиций сетевых магазинов (впрочем, данная тема не раскрыта пока полностью и мнения участников рынка тут сильно расходятся).
Давайте попробуем оценить текущие объёмы рынка, как говорится, в первом приближении. Следуя принципу Парето, предположим, что эти 100 самых активных компаний генерируют 80% выручки, которая в сумме составляет 162 млрд рублей (2017), добавляем оставшиеся 20% (40,5 млрд руб.) и получаем приблизительную оценку объёма рынка в 202,5 млрд рублей или 3,2 млрд долларов (по текущему курсу 1$=65 руб.). Если «в пути» исследований, допустим, потерялось небольшое число компаний, то в целом емкость рынка можно оценить в 3,5 – 4 млрд долларов. Напомним, что мы говорим об оптовой торговле писчебумажными и канцелярскими товарами (в том числе офисными, без компьютерной техники). Это наша субъективная оценка, возможно у коллег есть другое мнение, которые мы с благодарностью примем.
Далее, позволим себе сделать простейшие выводы, которые следуют из опубликованных данных. Из 100 компаний — 55 показали падение выручки, 24 — очень слабый рост (до 10%), и лишь 21 — выросли на 10% и более. Наибольшее падение выручки произошло у региональных компаний (как уже упоминалось выше).
ЛИДЕРЫ ПАДЕНИЯ ВЫРУЧКИ (ТОП-10):
ЛЕГАСИ ИНКОРПОРЕЙТЕД — 38%
ТК "Б И К" — 33%
ДИВО-М — 25%
АВАНТРЕЙД — 25%
БАЛТИК — 23%
СЕКРЕТАРЬ — 23%
ОСТРОВ-М — 23%
ТК "КАНЦЛЕР-КАВКАЗ" — 21%
ОПТОВЫЙ ЦЕНТР "КАНЦТОРГ" — 20%
ТОРГОВЫЙ ДОМ "КАРАНДАШ" — 19%
Причины, как вы понимаете, у всех разные, их мы не комментируем.
Важно отметить, что по чистой прибыли (после налогообложения):
— 10% компаний окончили год с убытками;
— 41% с минимальной чистой прибылью до 10 млн рублей;
— 32% от 11 до 80 млн рублей;
— 17% от 85 млн и выше.
То есть, половина компаний работают практически «в ноль».
Теперь добавим немного позитива.
ЛИДЕРЫ РОСТА ВЫРУЧКИ (ТОП-10):
АППЛИКА — 53%
ЛИКОР — 38%
КОМУС — 23%
ГРУППА КОМПАНИЙ ЭМПИЭМ — 23%
ФИЛА СТАТИОНАРИ — 22%
БЭГЗ РИТЕЙЛ (GRIZZLY) — 21%
ЭДЕРА+ — 21%
ПК ХИМИЧЕСКИЙ ЗАВОД "ЛУЧ" — 21%
ТЕТРАПРОМ — 20%
ПОЛИТЕХНОЛОГИЯ — 20%
ЛИДЕРЫ ПО ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ (ТОП-10):
КОМУС
ПК ХИМИЧЕСКИЙ ЗАВОД "ЛУЧ"
ЗХК "НЕВСКАЯ ПАЛИТРА"
РЕЛЬЕФ-ЦЕНТР
ПОЛОТНЯНО-ЗАВОДСКАЯ БУМАЖНАЯ МАНУФАКТУРА
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "ПРОФ-ПРЕСС"
САМСОН
7-Я (LORI)
ХАТБЕР-М
ПЕТРОПЕН ПЛЮС
ЛИДЕРЫ ПО ЧИСТОЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖ, NET PROFIT MARGIN (ТОП-10):
ЗХК "НЕВСКАЯ ПАЛИТРА" — 30%
ПК ХИМИЧЕСКИЙ ЗАВОД "ЛУЧ" — 23%
НПП "ЭКСПОПРИБОР" — 20%
7-Я (LORI) — 18%
СЕРВИС ТОРГ — 18%
ПЕТРОПЕН ПЛЮС — 17%
ПАЙЛОТ ПЕН ПЕТЕРБУРГ — 16%
ПОЛОТНЯНО-ЗАВОДСКАЯ БУМАЖНАЯ МАНУФАКТУРА — 14%
ЭССЕЛЬТЕ — 13%
МАПЕД РУС — 13%
Напомним, что чистая рентабельность продаж — это один из параметров, который показывает эффективность коммерческой деятельности всего предприятия.
Возможно, что слишком резкие взлеты и падения у некоторых компаний связаны с дополнительными причинами, например — «собирание собственности» в одну компанию; или наоборот, дробление бизнеса на разные компании; переход в форму ИП; процессы ликвидации «лишних» компаний; слияния и поглощения, иные события.
Можно сказать одно, что неизбежный процесс укрупнения бизнеса идёт полным ходом. На это есть много причин:
— ответ на внешние вызовы;
— оптимизация (затраты, персонал, налоги и пр.);
— получение более выгодных условий финансирования в банках;
— повышение устойчивости компании; благосклонность местных органов власти; улучшение репутации по всем направлениям;
— подготовка к продаже;
— перевод бизнеса в другие категории (товарные группы);
— уход с рынка из-за усталости.
Дополните список самостоятельно.
Возможно, в скором будущем мы сможем составить лишь ТОП-50, но пока…
В современном мире на бизнес влияет множество факторов, и многие из них для большинства наших компаний (как это ни прискорбно звучит) пока остаются тайной: клиентоориентированность, информационная открытость, репутация, эффективный персонал, эффективный менеджмент, грамотный маркетинг, использование самых современных технологий (во всех сферах), инновационность, мгновенная адаптация к быстро изменяемым средам и вызовам, комфортная эмоциональная атмосфера и так далее. К сожалению, компании пренебрегают дополнительными, но в то же время значимыми факторами успешного развития. Но что это, ведь всё вышесказанное точно не про нас, мы — бодры, веселы и готовы к новым свершениям! И скрепку нам в руки!
Коллеги, более серьезные выводы, пожалуйста, делайте самостоятельно.
Как всегда, мы приглашаем участников индустрии как присутствующих в рэнкинге, так и по разным причинам (вполне даже случайным) пропущенных, присылать свои данные, высказывать пожелания и замечания (большая просьба, делать это в корректной форме).
Если вы заметили ошибку, считаете информацию о своей компании неполной, или не нашли себя в данной таблице — пишите Олегу Сафронову, руководителю портала KanzOboz.ru, на адрес oleg.safronov@kanzoboz.ru
Важно! Информация в рэнкинге и данной статье может обновляться в любой момент времени без уведомлений, из-за доступа к новым фактам, статистике, откорректированным данным, в том числе предоставленных компаниями.