Решение о смене руководства ОАО "Агентство "Роспечать"" уже принято, новым гендиректором компании в ближайшее время должен быть назначен Руслан Терекбаев, который сменит на этой должности Светлану Соколову, возглавляющую агентство с 2002 года, рассказал "Ъ" собеседник, близкий к холдингу. Об этом слышал и источник "Ъ" на рынке подписки. Сам господин Терекбаев в пятницу не прокомментировал эту информацию — так же поступили и в пресс-службе "Базэла".
Руслан Терекбаев входит в совет директоров "Роспечати" с июня 2005 года. С июня 2010 года он также занимает должность управляющего директора "Базэла", а медийными активами Олега Дерипаски управляет уже на протяжении десяти лет: так, в 2002-м он возглавлял дочернюю компанию "Базэла" "Медиаресурс-холдинг", в 2003-2004 годах — телеканал ТВС, с июня 2004-го — "ФорМедиа" (управляет теле- и радиокомпаниями в Красноярске, Иркутске, Краснодаре, Новороссийске, Абакане, Самаре и Нижнем Новгороде), с ноября 2008-го — ИД Forward Media Group (FMG; журналы Hello!, Story, "Мой кроха и я", "Интерьер + дизайн").
По словам источника "Ъ", решение о смене руководства "Роспечати" принималось акционером: "Базэл" в последнее время был не вполне доволен развитием актива. Какие задачи будут поставлены перед новым гендиректором, он не уточнил, добавив лишь, что Руслан Терекбаев останется руководителем FMG и "ФорМедиа". В то же время господин Терекбаев часто приглашался в качестве кризисного менеджера: в ТВС он приходил на фоне финансовых проблем, из-за которых вещание канала в итоге прекратилось уже через полгода, а его назначение в FMG объяснялось "усилением менеджмента компании во время финансового кризиса" (через несколько дней после назначения ИД объявил о закрытии журналов Car и Empire).
В отчете "Роспечати" за второй квартал 2012 года результаты деятельности агентства в 2011-2012 годах оцениваются как "хорошие". Они "не только полностью соответствовали тенденциям развития отрасли, но и во многом обеспечивали их позитивную направленность", приводится мнение совета директоров и гендиректора компании. В частности, по итогам 2011 года выручка "Роспечати" увеличилась на 7,5%, до 4,473 млрд руб., хотя чистая прибыль сократилась на 33,6%, до 227,442 млн руб. Объем всего рынка розничных продаж прессы по итогам 2011 года оценивался Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям в 44,9 млрд руб. с НДС, подписки — в 20,2 млрд руб.
Проблемы "Роспечати" связаны с ее собственной розничной сетью, которая на протяжении последних лет постоянно теряла позиции на фоне стабильных доходов агентства от подписки, считает собеседник "Ъ" на рынке распространения прессы. Розничная сеть развивается на базе 19 региональных компаний "Роспечати" и включает около 4 тыс. точек продаж, следует из данных агентства. Однако сразу четыре из этих региональных компаний находятся на грани закрытия из-за нерентабельности, утверждает источник "Ъ".
В 2011 году выручка "Роспечати" росла лишь за счет оптовых продаж (агентство заключает договоры на распространение с оптовыми компаниями, которые продают издания региональным розничным сетям), что подтверждается отчетом компании: они увеличились на 9%, достигнув 86,66% выручки. Оставшийся сегмент выручки описывается как "услуги по распространению печатной продукции": помимо собственной сети розничных продаж "Роспечать" также выступает в качестве подписного агента для издательств, заключая субагентские договоры с "Почтой России" и альтернативными распространителями. Этот сегмент сократился на 2%.
В августе 2012 года "Роспечать" выплатила своему акционеру дивиденды сразу за несколько лет, следует из сообщений агентства,— на сумму 958,418 млн руб. (из них 223,356 млн руб.— за 2011 год). Выплата состоялась не в полном объеме: еще 2,983 млн руб. наличными остались неуплаченными из-за неявки за ними акционеров. Решение о выплате дивидендов не связано с изменениями в руководстве компании, утверждает собеседник, близкий к "Базэлу"