Потом пришли кредитные карты, которые ещё больше подсадили народ на потребительскую иглу. Люди брали кредиты и покупали. Снова брали и снова покупали. Так продолжалось много лет. И также случилось и в России с помощью тех же самых банков. Все ТЦ и моллы выросли в России на кредитных деньгах. И без них прекратят свое существование.
Что сейчас происходит с ТЦ? Они превратились в ТРЦ, то есть в них появилась развлекательная составляющая. В тех же крутых ТРЦ Москвы, где листы ожидания на арендные площади ранее составляли шесть месяцев, сильно изменился контингент посетителей, – там люди развлекаются, но не покупают. Есть люди в кафе, ресторанах, кинотеатрах и на фудкорте, а в магазинах их нет. Почему?
Да просто всё! Потому что доходов меньше, цены выше, а наличность убывает. Вспомним, как было раньше. Те, кто мог, покупали квартиры, те, кто не мог приобретать квартиры, покупали машины, те же, кто не мог машину покупали технику, те, кто не мог технику покупали одежду, те кто не мог одежду покупали развлечения, еду и прочее. Вот сейчас никому ничего не нужно кроме развлечений и еды. Императив «Хлеба и зрелищ!» никто не отменял. Но и развлечения закончатся, когда денег останется только на хлеб, а это, собственно, уже и произошло. Кредиты закончились, эпоха потребления завершена, судьба ТЦ и ТРЦ почить в бозе! Наступила эра необходимости, которую давно пора как-то монетизировать.
Мир меняется, а ТРЦ как памятники архитектуры, типа Великой Китайской стены неизменны. Всё везде едино. На первом этаже продуктовый гипермаркет для людей от 40 и выше, поскольку принцип покупки продуктов молодого поколения совершенно иной, – они покупают только то, что им нужно, активно осваивая электронную коммерцию даже в ежедневной еде, перекусывая на ходу, но об этом мало кто думает из тех, кто проектирует дворцы современной торговли.
С другой стороны продуктового ритейла – вечная галерея магазинов, среди которых преобладают в 70% случаев магазины одежды. Даже сейчас многие люди сначала примеряют там наряды, а покупают через интернет, поскольку там и размеры все есть, на дом привезут, да и дешевле. Через пару лет можно ожидать бум примерочных без наличия одежды в них.
Один единственный раз в Краснодаре у меня порвался шаблон восприятия ТЦ на первом этаже. На центральной галерее среди разномастных магазинов одежды торжественно притаился бутик суши «Сушивёсла». Ясен перец, произошло это не потому что, некому было сдать площадь, а потому что так было нужно самому бренду суши, поскольку он не развлечение, а часть повседневности.
Вторые и третьи этажи всегда заняты магазинами – одежда, обувь, детские товары и ничего более интересного.
"Для большинства это прогулочные зоны. На дворе, начиная с осени холод и дождь, а в ТЦ тепло и можно спокойно гулять, поскольку вентиляция создает комфортные условия."
В больших ТРЦ США спокойно можно встретить бегущих в спортивных одеждах людей, занимающихся спортом, там ТРЦ давно стали центрами жизнеобеспечения. В городах за Уралом, где парков нет, холодно и с неба сыпется вся таблица Менделеева, ТРЦ давно стали местом проведения досуга людей, местом прогулок, местом жизни, работы и даже сна, вот только до сих пор для девелоперов это всё в новинку.
Четвертый этаж – это неизменный фудкорт и ресторанная зона, а всё почему? Да потому что раньше по замыслу создателей концептов ТРЦ человек, пришедший покупать, должен был добраться с первого этажа на четвёртый, при этом постоянно заходя в магазины и тд, а устав, остановиться передохнуть, наевшись дешевой еды во всех смыслах этого слова, после чего спуститься вниз к выходу по тому же маршруту. Новый смысл в ТРЦ это не космическое количество ресторанов в одном месте, а разбросанное такое же количество по всему ТРЦ. Чтобы знать, как это сделать, сначала нужно понять, зачем и почему.
Сегодня наступает иная реальность, в ресторанах уже не так важен дизайн, качество продуктов, как современная инженерия, вентиляция. Выражение «нечем дышать» становится проблемой номер один. Никто не будет сидеть на летках и есть органические продукты, если организм отчаянно нуждается в чистом воздухе.
Прошлым летом я много времени проводил в торговых центрах, спасаясь от жары и выжженного воздуха. И могу резюмировать, – сейчас там нет покупателей, потому что им нужно нечто иное. Пройдет совсем немного времени, и торговые центры изменят своё назначение, став новой средой обитания с необходимыми для социума вещами. Подчёркиваю, необходимыми! Теперь важны не развлечения, а способность продолжать жить.
В начале 2015 года наше концепт-бюро вело проект по созданию ИСО (искусственная среда обитания) с садами, корнерами, велосипедными трассами, капсульными отелями, химчистками под крышей. Как не страшно это звучит, но реальность именно такова!
ИСО – искусственная среда обитания – новый вид «лайф стайла» с чистым воздухом, несколькими корнерами еды, которые можно сдавать в аренду, своей прачечной и химчисткой, капсульным отелем, беговыми дорожками, садом для гуляния – местом длительного времяпровождения горожан. Подобные центры сейчас активно строят в Европе и США, аналог города под крышей или кампуса «Эппла».
Вот как это звучало в концепции:
«Речь идет о совершенно новом пространстве, также и о новом типе восприятия мира, который стал очень насыщенным в информационном плане.
Это должен быть аналог виртуального пространства, в котором сейчас сосуществуют люди всего мира. Все и всё должны быть взаимосвязаны.
В проектируемом помещении предлагается организовать многофункциональное пространство. В его основе лежит искусственная среда обитания ИСО, среда, предлагающая посетителю все необходимые для обеспечения жизнедеятельности услуги, развлечения, бизнес проекты, свежий воздух, экологичный дизайн.
Подобные центры уже созданы в мире, причём в странах, где климатическая ситуация значительно лучше, чем в России.
В Англии в графстве Корнуэлл в Eden project искусственно созданы целые парки с различными климатическими зонами, растениями, которые невозможно вырастить в природной среде этой широты. Проект пользуется необыкновенной популярностью, поскольку большинство подобных экологических зон невозможно увидеть воочию без специальных путешествий в отдаленные места.