Для понимания читателей скажу, что город Шахты с населением 245 тысяч человек расположен в Ростовской области, в 35 км от реки Дон, в 68 км от Ростова-на-Дону, в 35 км от Новочеркасска и в 1 000 км от Москвы. С Юрием мы знакомы уже давно, но вот побывать в его городе и посмотреть магазины получилось только сейчас, в марте 2020 года. |
|
|
Будучи в Ростове-на-Дону на конференции компании «Феникс +», я случайно встретился с Юрием, и он любезно пригласил меня в гости. Стенограмму нашего разговора прилагаю.
|
Юра, расскажи о своей компании. С чего всё начиналось? Как получилось, что ты занялся именно канцелярским бизнесом?
|
Компании «КАНЦЛЕР» 5 марта исполнилось 22 года, первый магазин мы открыли в 1998 году здесь в Шахтах. Сейчас у нас восемь магазинов разного формата в городах Новочеркасск, Каменск-Шахтинский, Миллерово, Туапсе, в том числе гипермаркет площадью 1200 м2 в городе Шахты, а начиналось всё очень банально (смеется). В 1993 году я поступил в Шахтинский технологический институт бытового обслуживания (ШТИБО, с 1995 ДГАС, с 1999 ЮГУЭС, с 2013 ДГТУ) по специальности инженер-экономист. Я достаточно хорошо учился, был в институте на хорошем счету. С третьего курса и до конца учебы получал правительственную стипендию. Такой стипендией поощряли перспективных студентов. Но я не об этом. Шёл 1996 год. Дефицит, всё бегали и искали, где сделать ксерокопию, где купить ручку… Студенты нашего вуза писали все свои работы на обычной жёлтой газетной бумаге. Титульные листы оформляли, «как бог на душу положит»: один написал так, другой иначе. В большинстве своём работы выглядели неряшливо. Я говорю своему декану: «Мы ВУЗ, а порядка нет, бардак какой-то! Давайте всё упорядочим, чтобы было единообразно и красиво, чтобы у ВУЗа появилось своё лицо». Руководству эта идея понравилась.
|
|
По ночам подрабатывал охранником, для того, чтобы иметь возможность использовать компьютер, на котором набирал титульные листы, рамки, готовил стандарт предприятия (для своего ВУЗа). Подготовил документ, принёс и показал его проректору по стандартизации. Он подкорректировал, и институт получил свой стандарт, в котором было подробно описано, как правильно и единообразно следует оформлять студенческие курсовые, лабораторные, дипломные работы и проекты. Живя в студенческом общежитии, я постоянно наблюдал, как мои соседки, изучавшие технологию швейных изделий, каждый вечер чертят, чертят, чертят. Для них (для конструкторов) листы с рамочкой были обязательными, и все чертили постоянно. Требовалось на каждом листе сделать рамочку по стандарту. На это уходило много времени. И я подумал: почему бы не размножить чертежный лист? И размножил. Помню: принёс в группу листов 50-100, и у меня первый же человек их сразу купил. На следующий день я принёс ещё 500 листов. И точно также за 15 минут мои же одногруппники всё и скупили. Я смекнул, что тут дело пахнет большими тиражами :-) Вот на этом я в начале реально заработал! Кроме того, после принятия и внедрения стандарта по оформлению студенческих работ я понял, что некоторые его унифицированные формы тоже можно размножить и продавать. Подошёл к декану факультета и попросил: «Николай Иванович, на предпринимателей же учимся. Дайте возможность поставить в университете лоток и на практике, так сказать, проверить свои предпринимательские способности…». Администрация вуза пошла мне на встречу и разрешила поставить загородочку под лестницей на маленькой площади буквально 1х3 метра. Я купил ксерокс и первую небольшую партию канцтоваров, вот так всё и начиналось. Кстати, со своей супругой Ириной я познакомился тоже в институте, и с тех пор свой бизнес мы развиваем вместе.
|
|
А как ты открыл первый магазин? В 1998 году перед окончанием ВУЗа 5 марта я открыл ИП, арендовал в Доме быта 36 квадратных метров – так появился наш первый магазин. Это было революционно, потому что в городе на тот момент были только лоточки-киоски. Специализированных канцелярских магазинов не было! Где закупал товар? Ой, я сейчас даже не вспомню. Тех поставщиков сегодня уже нет. Первое время я вообще находил товар на каких-то местных рынках в Ростов-на-Дону, там что-то покупал у афганцев. Уже позже появились поставщики из Москвы. Как дальше развивался твой бизнес? Стремительно. Магазин проработал всего полгода, и мы «начали задыхаться»: места катастрофически не хватало. Мы перешли на второй этаж (там было у нас было уже 108 квадратных метров) и ещё около года отработали в таком формате. Поняв, что площади опять не хватает, увеличили магазин до 350 квадратных метров. Повезло, что в здании, которое мы арендовали,были не капитальные стены, а лёгкие перегородки, и мы легко увеличивали площадь торгового зала.
|
|
Сейчас у тебя восемь магазинов, самый маленький 22 м2, самый большой – 1200 м2. Скажи, а были магазины, которые ты был вынужден закрыть, и почему? Да, конечно, был и такой опыт. Последний магазин, который я закрыл, находился в Ростове-на-Дону. Основная причина – это кадры. Когда они хорошие, ты с ними добиваешься результатов. А в Ростове нам не повезло. Всегда печально принимать решение о закрытии магазина, но, когда видишь, что другого выхода нет, закрываешь. А вообще у тебя большая текучка кадров в магазинах? В городе Шахты у меня почти нет текучки. Здесь у меня стабильный коллектив. Люди, которые работают в центральном офисе, со мной уже больше десяти лет. Кто-то работает уже 15 лет, кто-то, как Валентина Александровна (директор нашего гипермаркета) уже 20 лет! А вот на удалённых филиалах иногда возникают недопонимания, и люди чаще меняются. В Шахтах у нас всё более-менее стабильно, ситуация с кадрами хорошая. И самое приятное, что даже те сотрудники, которые по каким-то причинам уходят из компании, через некоторое время возвращаются. У нас таких случаев множество. А ещё у нас много примеров создания семейных пар!
|
|
Ты стимулируешь сотрудников, организуя корпоративные мероприятия? Да! Каждый год 1мая мы всей компанией выезжаем на корпоратив. Арендуем базу отдыха «Затерянный мир» с огромной территорией на берегу Дона. И там отдыхаем – это уже традиция. Я слышал, у тебя есть и оптовое направление. Это так? Да, с 2003 года мы начали работать с московскими поставщиками и открыли на тот момент новое для себя оптовое направление. В том же году я попал в автомобильную аварию и 45 дней пролежал в коме. Это было непростое время и для моей семьи, и для сотрудников, и для компании. Потом я ещё пару лет восстанавливался. Но опт начал работать. Когда открылся твой гипермаркет? Летом 2009 года мы купили помещение в самом центре города, сделали ремонт, а торжественное открытие произошло 4 ноября в День народного единства.
|
|
Внимательно изучил ассортимент твоего магазина. Скажи, по каким критериям ты выбираешь поставщиков? Основное, о чём я прошу поставщиков - это учесть мою индивидуальность в городе. Я хочу на эксклюзивных правах представлять в городе их торговые марки. Поэтому приоритет, в первую очередь, отдаю поставщикам, которые обеспечивают мне такую возможность. Есть конечно и исключения, однако в последнее время я стал к этому принципиально относиться и уже реально требую от своих закупщиков перестать работать с теми поставщиками, которые не могут обеспечить нас эксклюзивными товарными позициями. Сейчас все магазины сети «Канцлер» прибыльные или какие-то являются дотационными? Сейчас все магазины приносят прибыль. По твоему опыту, сколько времени проходит от открытия магазина до получения первой прибыли? Не больше полугода. И этот срок реально зависит от коллектива, от того, насколько быстро сотрудники смогли обучиться и сориентироваться в ассортименте. Мы, конечно же, стараемся брать на работу продавцов, которые уже работали в сфере канцелярских товаров. Скажи, каково твое видение будущего? Напомню, что сейчас март 2020 года – кризис. Стоимость нефти упала, курс рубля упал, объявлена пандемия коронавируса. Каких только кризисов мы за эти 22 года не пережили… Уверен, что и текущий кризис переживём. Главное – не опускать руки и работать. Про коронавирус не буду... печально, когда много людей болеют. Желаю Всем здоровья! Спасибо, Юрий. Удачи! Спасибо.
|