Какие шаги должно совершить предприятие, которое выпускает продукцию, подлежащую цифровой маркировке? С чего надо начинать? Какие коррективы следует внести в бизнес-процессы компании?
Чтобы начать маркировку продукции, производитель обязан внести в систему «национальный каталог» сведения о товаре: наименование, код товарной номенклатуры, состав, происхождение и другие характеристики. Далее компания заказывает коды маркировки, наносит их на товар, вводит продукцию в оборот и фиксирует в системе. Выполнив эти действия, производитель может начать продажу товаров как юридическим, так и физическим лицам. Основное изменение в бизнес-процессах компаний — ведение учета каждой единицы продукции, которое исключает пересортицу и влияние человеческого фактора. Также теперь необходимо использование системы электронного документооборота (ЭДО).
Как с цифровой маркировкой следует работать компаниямпосредникам, перепродающим детские товары российского производства, — оптовикам, рознице и интернет-магазинам?
Компании должны представлять отчет о получении товара, о его отгрузке следующему юридическому лицу и о продаже потребителю. В системе маркировки сохраняются текущие бизнес-процессы предприятий. Компании, которые занимаются оптовой торговлей, используют стандартный универсальный передаточный документ (УПД). УПД содержит все коды маркировки и отправляется через систему ЭДО.
Маркировка поспособствовала развитию системы электронного документооборота. Был запущен роуминг между большим количеством операторов, что упрощает работу бизнеса с разными операторами. Для обмена документами между поставщиками и получателями специализированные настройки не требуются.
Что касается розницы, маркировка запускается при помощи онлайн-касс, которые должны быть во всех компаниях розничной торговли. Согласно 54-ФЗ, кассы должны иметь актуальное программное обеспечение, их перенастройка не требуется. Сведения отправляются оператору фискальных данных (ОФД). Чтобы они попали в систему маркировки, необходимо заключить дополнительное соглашение с ОФД. Данная процедура не требует от бизнеса затрат. Некоторые операторы предлагают платные сервисы, однако каждый участник рынка сам решает, насколько они ему необходимы.
Для интернет-магазинов действует отсрочка: они могут не подавать сведения о розничных продажах оператору до апреля 2022 года. Эта мера была принята правительством для того, чтобы рынок мог в рабочем режиме подготовиться к выполнению обязательных требований.
Как в связи с внедрением цифровой маркировки меняется работа с импортными товарами?
При ввозе товара из-за рубежа необходимо внести в таможенную декларацию сведения о кодах маркировки. Для упрощения работы бизнеса оператор разработал специальный функционал, доступный в личном кабинете. Он позволяет предприятиям сформировать единый агрегированный таможенный код (АТК), в котором содержатся все коды товаров, отправляемых в Россию. Благодаря интеграции системы маркировки и системы Федеральной таможенной службы обмен данными происходит автоматически и незаметно для участников рынка.