Сергей Иванов (GfK RUS): «На канцелярском рынке продолжается снижение объемов продаж в штуках»
Насколько сегодняшние тенденции российского канцелярского рынка соответствуют общемировым? Общий тренд на снижение продаж в штучном выражении, рост средних цен и рост объемов продаж в деньгах характерен для рынка канцелярских товаров в большинстве стран, и рынок России здесь не исключение. Как актуальные тенденции рынка и динамика продаж соотносятся с тем, что происходило в относительно стабильном по сегодняшним меркам 2019 году? В свете сказанного очень важно разграничивать натуральные и финансовые показатели. Дело в том, что в 2019 году уже наметился спад продаж в штучном выражении (тогда он составил 13,2% по сравнению с 2018 годом), а прирост в деньгах был менее 1%. В 2021 году объемы рынка в штуках стали меньше, чем в 2019 году (минус 17%), но при этом в денежном выражении очевиден прирост (плюс 9%), опять-таки из-за роста цен на 27% относительно 2019 года. | |
|
Что в 2021 году происходило в корпоративном сегменте канцелярского рынка? Продажи в канале b2b соответствуют общим трендам, а именно происходит снижение объемов продаж в штуках и рост объемов продаж в деньгах. Причем корпоративные продажи в штуках в 2021 году ниже уровня не только 2019 года, но и 2020 года. Какие товарные категории из канцелярского ассортимента наиболее востребованы покупателями? Если говорить о структуре продаж на уровне товарных групп, то топ-3 не меняется как минимум четыре года: самыми востребованными категориями канцелярского ассортимента являются шариковые ручки, маркеры и клей. Продажи цветных карандашей показывают прирост, а продажи стикеров, напротив, падают. | |
|
Неканцелярские товары становятся уже традиционной частью ассортимента канцелярских магазинов? С чем это связано?
Да, все торгуют всем. Этот тренд рынка мы фиксируем уже несколько лет. Он продиктован запросом покупателей, стремящихся купить/заказать всё в одном месте. На этот запрос максимально отвечают формат интернет-магазинов и в еще большей степени модель маркетплейсов: эти онлайн-площадки предоставляют поставщику почти безграничную полку, а покупателю — широкий выбор товаров.
В целом по российскому рынку прирост онлайн-продаж в 2021 году составил 26%, офлайн-продажи выросли на 20%. Поэтому всем ретейлерам, в том числе и рознице канцелярского сегмента, необходимо быть представленными онлайн. В интернете наиболее востребованы такие товарные группы, как телеком (33,3% всего онлайн-рынка), а также IT и офисная техника (26,4%).
Каковы прогнозы GfK Rus на 2022 год? К чему следует готовиться игрокам российского канцелярского рынка в ближайшее время?
Мы предполагаем, что указанные тенденции сохранятся и в 2022 году. Поэтому ожидать заметного роста продаж в натуральном выражении, скорее всего, не стоит. При этом рост цен, вероятно, сохранится, поскольку на него оказывают влияние такие факторы, как пандемия коронавируса, логистический кризис, рост цен на углеводороды и другие материалы, в том числе литий, а также неудовлетворенный спрос на чипы.