Только вся прибыль уходила на развитие немецкого бренда, а не отечественного производства. К сожалению, подобные истории повторяются и сегодня, но несколько иначе. Знакомые нам с детства советские названия нещадно эксплуатируются – появляются на карандашах, произведенных в Китае. Как минимум, за подобным маркетингом должно стоять хотя бы какое-то производство в России, но по данному поводу никто не проявляет озабоченности – ни импортеры, ни потребители.
История фабрики Станислава Маевского напоминает скорее остросюжетный фильм, чем реальные события. Это единственная из всех фабрик Российской империи, основанная в конце позапрошлого столетия (1889 г.), пережившая масштабный переезд во время Первой мировой войны с окраины Варшавы в тыл – в Славянск, затем возрождение с нуля снова в Польше, несколько национализаций (сначала в СССР, а затем в Польше), давшая начало одной из четырех советских карандашных фабрик – Славянской (закрыта в нулевые, уже в современной Украине) и при всем этом… до сих пор работающая под прежним именем в Польше.
Фабрика Ст. Маевского в лучшие годы имела 350 рабочих и самый большой в Российской империи годовой объем выпуска.
После революции многие карандашные фабрики Российской империи оказались за рубежом, в том числе в Вильно и Риге. Их история – тема для отдельного материала. Из-за острейшего дефицита в СССР такого стратегически важного товара, как карандаш, в 1926 г. в Москве были построены две новые фабрики: американская концессия А. Гаммера и фабрика им. Красина. Гаммер пригласил немецких специалистов, обеспечив таким образом технологиями Советский Союз. К 1930 г. его фабрика была национализирована и получила новое название — им. Сакко и Ванцетти.
К 1987 г. она прекратила выпуск карандашей, передав оборудование, вероятнее всего, Брянской фабрике клавишных инструментов, продолжавшей до начала 90-х гг. выпуск карандашей под ТМ «Десна». Дальнейшая судьба оборудования неизвестна…
Фабрика им. Красина выпустила свои последние карандаши уже в XXI веке, отдав всё оборудование практически на металлолом.
Томская карандашная фабрика, ведущая свою историю с 1934 г., прекратила существование в 2019-м. За год до этого, в 2018 г., впервые более чем за 80 лет в России была построена новая карандашная фабрика – ВКФ (Воскресенская карандашная фабрика). К ее строительству, запуску и дальнейшему совершенствованию производственного процесса имели прямое отношение специалисты фабрики им. Красина и Томской карандашной фабрики. Воскресенская фабрика вобрала в себя все лучшее из производственных традиций и ассортимента предшественников. Мы не застыли на том уровне, с которого стартовали четыре года назад: докупаем оборудование, развиваем культуру производства, совершенствуем технологию, повышаем производительность. Это непрерывный и нескончаемый процесс. Так происходило в период развития карандашной промышленности СССР, так работают наши зарубежные коллеги. Безусловно, как и любая новая фабрика, мы в самом начале пути прошли через так называемые детские болезни производства. Но мы их успешно преодолели, мы слышим потребителя, слышим оптовика, прислушиваемся к мнению розницы, стараясь выпускать качественный, разнообразный, красивый и востребованный продукт.
Теперь ВКФ продолжает производство «русского карандаша», а ее сайт именно так и называется: russianpencil – русский карандаш! В ассортименте Воскресенской фабрики – привычные для нашего потребителя русскоязычные серии карандашей, при этом с обновленным дизайном упаковки, в ряде коллекций стилизованным под классику.
Четырьмя советскими фабриками выпускались графитные (чернографитные) карандаши 14 степеней твердости, цветные, копировальные, строительные, косметические, для ретуши, для работы по стеклу и многое другое. Мы воспроизвели все востребованные группы. ВКФ освоила выпуск графитных карандашей 13 степеней твердости, в ассортименте предприятия – карандаши для черчения, скетчинга, офисные (канцелярские), школьные, для детского творчества, для профессиональных художников, индустриальная линейка. По количеству серий во всех товарных группах ВКФ не уступает ведущим европейским производителям, выпуская более 30 серий.
Все торговые знаки, используемые на фабрике, официально зарегистрированы и используются на абсолютно законных основаниях. Карандаши ВКФ по цене сравнимы с китайскими аналогами, а по качеству не уступают европейским.
Немного о терминологии. Сто лет назад в отечественных «Прейс-Курантах» и в рекламе цветные карандаши (наборы различных цветов) именовались «разноцветными рисовальными», а «цветными» тогда называли «двусторонние» (красно-синие) и «односторонние» карандаши, например, для конторских служащих. Вот примеры страниц из дореволюционных «Прейс-Курантов» (фото III и IV).