АО "Гамма ТД" , ИНН: 7722789813, ERID: LjN8KUy88
Рекомендуем
Случайное КанцФото
15 марта 2022

Производство карандашей в России. История и преемственность

Производство карандашей в России. История и преемственность
Производство карандашей в России. История и преемственность
Игорь Зайцев, директор по продажам АО «Гамма ТД» («Фирма Гамма»)

Любопытное наблюдение: наличие в стране собственного карандашного производства всегда являлось одним из индикаторов уровня развития образования, делопроизводства и промышленности. Это утверждение справедливо и теперь, несмотря на глобализацию и цифровизацию всех сфер нашей деятельности.

Опустим здесь хронологию промышленного выпуска карандашей знаменитыми западными брендами с длинной и не прерывавшейся на протяжении столетий историей. Они свою историю ценят и берегут, написав о самих себе множество статей и даже издав книги. В отличие от иностранных предприятий, производство на отечественных фабриках дважды в своей истории (после революции и после распада СССР) начиналось почти заново, с трудом восстанавливаясь после очередного социального потрясения.

Между тем и отечественная история производства карандашей богата на события, на собственных героев и даже на мифы. Детальный рассказ о становлении и развитии всех фабрик во всех губерниях Российской империи в нашу задачу не входит, но несколько ярких примеров из прошлого, перекликающихся с современностью, всё же приведем.

В интернете в каждой второй статье о карандашах упоминается М.В. Ломоносов, развернувший производство карандашей силами жителей одной деревни Архангельской губернии. Об этом нет ни одного документального свидетельства. Тем не менее легенда красивая, поэтому не упомянуть ее здесь мы не могли.

Первые небольшие кустарные производства карандашей появились в Российской империи в 20-х гг. XIX в., а в 30-х и 40-х гг. открылись карандашные фабрики. Всего за девятнадцатое столетие в различных источниках упоминается около двух десятков отечественных карандашных фабрик, часть из которых не организовывалась заново, а переходила к другим собственникам, меняя название, но обеспечивая преемственность производства и передачу технологий. Процесс перехода из рук в руки и переименований был бесконечным и продолжился в ХХ веке.

Производство карандашей в России. История и преемственность
Фото I. Рекламное объявление карандашной и шпилечной фабрики И.Н. Никитина в «Торгово- промышленной адресной книге города Москвы», Москва, 1895 г.

Московская карандашная фабрика с самой длинной историей – фабрика Ивана Никитича Никитина (фото I). Судя по всему, изначально это было «заведение» по производству карандашей Григория Романовича Рубинштейна, основанное в 1839 г. и располагавшееся на Ордынке. «В нижнем этаже помещалась карандашная и игольная фабрика, а в верхнем – жил с семейством сам хозяин ». Во владение купца 2-й гильдии Никитина фабрика перешла в 1865-1866 гг., переехав сначала на Пресню, а затем в Хамовники, где подверглась значительной модернизации. На пике успеха (около 1884 г.) предприятие выпускало более 1,7 млн различных карандашей в год. Численность рабочих – 50 человек. Примечательно, что в рекламных объявлениях Никитин считал историю своей фабрики (именно своей, не упоминая предшественника) с 1840 г.

В 1904-м фабрика перешла во владение Г.К. Браше и, постепенно сдавая позиции, была ликвидирована в период между 1908 и 1910 гг. Такая перепродажа и исчисление собственной истории от совершенно другой торговой марки или даже от другого производства – обычная практика и для наших дней, в некоторой степени тоже «преемственность».

Еще одна московская фабрика – Р.Р. Мальмберга (Мальберга), основанная в 1875 г. В 1879 г. годовой объем ее производства составлял более 7 млн карандашей, численность рабочих – 83 человека. В начале 1880-х гг. фабрика была продана В.Ф. Карнацу. После революции национализирована и переименована, а в начале 30-х гг. ХХ в. и вовсе закрыта за ненадобностью, как устаревшее производство, в связи с постройкой в Москве двух новых, современных фабрик: А. Гаммера и им. Красина. Здание бывшей фабрики В.Ф. Карнаца снесли только в 60-х годах двадцатого столетия, тем самым перевернув последнюю страницу истории знаменитого «русского немца».

Были у нас и просто уникальные случаи. Любопытна история саратовского крестьянина Якова Петровича Чернова, придумавшего собственную технологию производства карандаша. Воспринимается как вымысел, но подтверждено документально. Цитата из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона: «Выдающийся кустарь, химик-самоучка, основатель карандашного промысла в Верхозимской волости Петровского у. Саратовской губ. Ч. родился в 1839 г. в семье крестьянина Владимирской губ. До 1861 г. был переведен, вместе с другими крестьянами помещика X., в деревню Бутурлинку Саратовской губ., но не мог заниматься хлебопашеством, так как от рождения был хром… Он увидал у заезжего землемера графитный карандаш, заинтересовался им и, узнав, что пишущая масса приготовляется из графита, раздобыл в одной пензенской аптеке 2 фунта графита, купил "Химию" Шмидта и принялся за опыты. О существующих карандашных фабриках Ч. не имел понятия и до желанных результатов дошел самоучкой. Долгое время он пытался составить графитную массу, растирая его [графит] в порошок на плите и прибавляя клей… Через 2 года он уже приготовлял карандаши с машинкой, и пензенские купцы Финагеевы выписали для Ч. пуд графита из Германии. В 1885 г. карандашным промыслом занималось около 10 семейств в Бутурлинке, до этого времени промышлявших нищенством. Теперь им занимаются несколько сел в окрестностях и поставляют в Москву оптовикам Теплых рядов миллионы дешевых карандашей».

Производство карандашей в России. История и преемственность

В связи с этим сюжетом можно провести множество параллелей и с сегодняшним днем. Следующий не менее яркий эпизод отечественной истории, но уже в контексте мирового карандашного производства – «Сибирский Графит Алибера». Эта история сыграла ключевую роль в продвижении на российском рынке немецкого производителя A.W. Faber. Француз Жан-Пьер Алибер, приобретя права на месторождение высококачественного графита под Иркутском и не найдя средств на постройку собственной карандашной фабрики, подписал невыгодный для себя контракт о поставках сибирского графита фабрике A.W. Faber, которая достаточно долго (уже по окончании контракта с Алибером) использовала этот факт как прекрасный маркетинговый инструмент для закрепления на российском рынке. Карандаши A.W. Faber с надписью «Сибирский графит Алибера» имели значительный успех (фото II). Кто из русских купцов или чиновников тогда отказался бы от немецкого карандаша с надписью «Сибирский графит» на своем столе?!

Производство карандашей в России. История и преемственность
Фото II. Карандаши A.W. Faber

Только вся прибыль уходила на развитие немецкого бренда, а не отечественного производства. К сожалению, подобные истории повторяются и сегодня, но несколько иначе. Знакомые нам с детства советские названия нещадно эксплуатируются – появляются на карандашах, произведенных в Китае. Как минимум, за подобным маркетингом должно стоять хотя бы какое-то производство в России, но по данному поводу никто не проявляет озабоченности – ни импортеры, ни потребители.

История фабрики Станислава Маевского напоминает скорее остросюжетный фильм, чем реальные события. Это единственная из всех фабрик Российской империи, основанная в конце позапрошлого столетия (1889 г.), пережившая масштабный переезд во время Первой мировой войны с окраины Варшавы в тыл – в Славянск, затем возрождение с нуля снова в Польше, несколько национализаций (сначала в СССР, а затем в Польше), давшая начало одной из четырех советских карандашных фабрик – Славянской (закрыта в нулевые, уже в современной Украине) и при всем этом… до сих пор работающая под прежним именем в Польше.

Фабрика Ст. Маевского в лучшие годы имела 350 рабочих и самый большой в Российской империи годовой объем выпуска.

После революции многие карандашные фабрики Российской империи оказались за рубежом, в том числе в Вильно и Риге. Их история – тема для отдельного материала. Из-за острейшего дефицита в СССР такого стратегически важного товара, как карандаш, в 1926 г. в Москве были построены две новые фабрики: американская концессия А. Гаммера и фабрика им. Красина. Гаммер пригласил немецких специалистов, обеспечив таким образом технологиями Советский Союз. К 1930 г. его фабрика была национализирована и получила новое название — им. Сакко и Ванцетти.

К 1987 г. она прекратила выпуск карандашей, передав оборудование, вероятнее всего, Брянской фабрике клавишных инструментов, продолжавшей до начала 90-х гг. выпуск карандашей под ТМ «Десна». Дальнейшая судьба оборудования неизвестна…

Фабрика им. Красина выпустила свои последние карандаши уже в XXI веке, отдав всё оборудование практически на металлолом.

Томская карандашная фабрика, ведущая свою историю с 1934 г., прекратила существование в 2019-м. За год до этого, в 2018 г., впервые более чем за 80 лет в России была построена новая карандашная фабрика – ВКФ (Воскресенская карандашная фабрика). К ее строительству, запуску и дальнейшему совершенствованию производственного процесса имели прямое отношение специалисты фабрики им. Красина и Томской карандашной фабрики. Воскресенская фабрика вобрала в себя все лучшее из производственных традиций и ассортимента предшественников. Мы не застыли на том уровне, с которого стартовали четыре года назад: докупаем оборудование, развиваем культуру производства, совершенствуем технологию, повышаем производительность. Это непрерывный и нескончаемый процесс. Так происходило в период развития карандашной промышленности СССР, так работают наши зарубежные коллеги. Безусловно, как и любая новая фабрика, мы в самом начале пути прошли через так называемые детские болезни производства. Но мы их успешно преодолели, мы слышим потребителя, слышим оптовика, прислушиваемся к мнению розницы, стараясь выпускать качественный, разнообразный, красивый и востребованный продукт.

Теперь ВКФ продолжает производство «русского карандаша», а ее сайт именно так и называется: russianpencil – русский карандаш! В ассортименте Воскресенской фабрики – привычные для нашего потребителя русскоязычные серии карандашей, при этом с обновленным дизайном упаковки, в ряде коллекций стилизованным под классику.

Четырьмя советскими фабриками выпускались графитные (чернографитные) карандаши 14 степеней твердости, цветные, копировальные, строительные, косметические, для ретуши, для работы по стеклу и многое другое. Мы воспроизвели все востребованные группы. ВКФ освоила выпуск графитных карандашей 13 степеней твердости, в ассортименте предприятия – карандаши для черчения, скетчинга, офисные (канцелярские), школьные, для детского творчества, для профессиональных художников, индустриальная линейка. По количеству серий во всех товарных группах ВКФ не уступает ведущим европейским производителям, выпуская более 30 серий.

Все торговые знаки, используемые на фабрике, официально зарегистрированы и используются на абсолютно законных основаниях. Карандаши ВКФ по цене сравнимы с китайскими аналогами, а по качеству не уступают европейским.

Немного о терминологии. Сто лет назад в отечественных «Прейс-Курантах» и в рекламе цветные карандаши (наборы различных цветов) именовались «разноцветными рисовальными», а «цветными» тогда называли «двусторонние» (красно-синие) и «односторонние» карандаши, например, для конторских служащих. Вот примеры страниц из дореволюционных «Прейс-Курантов» (фото III и IV).

Производство карандашей в России. История и преемственность
Фото III. Страница из дореволюционных «Прейс-Курантов»
Производство карандашей в России. История и преемственность
Фото IV. Страница из дореволюционных «Прейс-Курантов»

У ВКФ преемственность и здесь – в терминологии и названиях многих серий. Востребованный ассортимент карандашей, некогда производимый закрывшимися советскими фабриками, успешно возрожден на ВКФ и производится с соблюдением всех требований технологического процесса, по зарегистрированным техническим условиям (ТУ), из экологически чистого сырья – древесины мелколистной липы российского происхождения.В советское время термин «разноцветные » вышел из употребления, и «цветными» стали называть карандаши обеих категорий. Определение «рисовальные» еще долгое время соседствовало с «цветными» и в основном исчезло с упаковок только к восьмидесятым годам. Наборы «цветных карандашей» многие из нас помнят по своему советскому детству, а пример «цветных карандашей» для конторских целей представлен на фото V.

Производство карандашей в России. История и преемственность
Фото V. Цветные карандаши для контор- ских целей «Деловой» фабрики им. Красина

Примечательно, что у ВКФ есть и те и другие: «цветной, двусторонний » красно-синий карандаш (фото 1) и «разноцветные», то есть цветные карандаши (фото 2).

Производство карандашей в России. История и преемственность
Фото 1. Карандаши «Двухцветные», ВКФ
Производство карандашей в России. История и преемственность
Фото 2. Наборы цветных карандашей «Мои карандаши», ВКФ

Про советские акварельные карандаши. Это был интересный эксперимент, в результатах которого создатели не были до конца уверены, поэтому на упаковке советских карандашей «Живопись» (фото VI и VII) нет ни слова «акварельные», ни словосочетания «водоразмываемый грифель», хотя в первых партиях лежал вкладыш с инструкцией по применению. Вот такой текст можно было прочитать на нём: «Карандаши “Живопись” представляют собой набор цветных карандашей, предназначенных для рисования и других графических работ. Карандаши “Живопись” отличаются от обычных цветных карандашей способностью давать размывающийся, нанесенный на бумагу штрих при помощи влажной кисточки. Карандаши “Живопись” дают возможность при нанесении штрихов разных цветов растушевкой влажной кисточкой получать дополнительные смесовые цвета. Следовательно, карандашами “Живопись” можно пользоваться так же, как и акварельными красками». Возможно, производитель не был до конца уверен, что эффект будет постоянным и очевидным. Но это лишь наше предположение, так как достоверных свидетельств этому у нас нет

Производство карандашей в России. История и преемственность
Фото VI. Советские карандаши «Живопись»
Производство карандашей в России. История и преемственность
Фото VII. Оборот вкладыша карандашей «Живопись»

Отдавая дань заслугам предшественников, ВКФ выпустила собственную реплику советской «Живописи» (фото 3): в ассортимент наряду с цветными карандашами вошли и акварельные карандаши.

Производство карандашей в России. История и преемственность
Фото 3. Карандаши серии «Живопись», ВКФ

«Простой карандаш» – словосочетание, казалось бы, изначально просторечное, но это не так. В одном из разделов издания «Товароведение канцелярских товаров» (1937 г.) графитные карандаши делятся на «Простые графитные карандаши» и «Карандаши графитные копировальные». Позднее словосочетание «простой графитный карандаш» пропало из специальной литературы, поскольку исчезла необходимость в производстве копировальных карандашей, а сам термин трансформировался в устойчивое сочетание «простой карандаш».

На странице каталога школьных письменных принадлежностей 1954-1955 гг. (фото VIII) обращают на себя внимание серии «Эскиз» и «Школьный» (фото IX).

Производство карандашей в России. История и преемственность
Фото VIII. Страница каталога школьных письменных принадлежностей 1954-1955 гг.
Производство карандашей в России. История и преемственность
Фото IX. Карандаш «Школьный» фабрики им. Красина

Мы продолжаем традиции и выпускаем продукцию под такими названиями (фото 4 и 5).

Производство карандашей в России. История и преемственность
Фото 4. Карандаши «Школьные», ВКФ
Производство карандашей в России. История и преемственность
Фото 5. Карандаши «Эксиз», ВКФ

В серии карандашей «Эскиз» Воскресенская карандашная фабрика пошла дальше и для удобства пользователей расширила спектр градаций твердости до 12М. Получился прекрасный универсальный вариант как для подростков-школьников, так и для профессионалов: художников-графиков, скетчеров, дизайнеров.

Теперь о самом интересном. В нашем советском карандашном прошлом не было продукции для профессионалов. Все, кому был необходим именно профессиональный инструмент, с завистью смотрели в сторону продукции европейских производителей. Теперь же на ВКФ производятся высокохудожественные серии ТМ Vista-Artista, по качеству и цветовой палитре не уступающие карандашам известных европейских марок, но, в отличие от них, стоят Vista-Artista вполне демократично.

В специализированной рознице широко представлены заслужившие любовь художников серии Intense и Fine. Но мы не останавливаемся на достигнутом и выпустили продолжение серии Fine – «Земляные тона» (фото 6). 2022 год для ВКФ обещает стать богатым на новинки именно в этом сегменте – в товарах для профессиональных художников. Теперь, когда мы восполнили пробелы в ваших знаниях по истории и преемственности отечественных производителей карандашей, хотим пожелать вам хороших продаж, особенно в предстоящем школьном сезоне!

Производство карандашей в России. История и преемственность
Фото 6. Набор цветных карандашей Vista-Artista «Земляные тона», ВКФ

Источники:
1. Коллекция Отраслевого канцелярского музея.
2. А.В. Горденко. «Реклама карандашей и перьев в Российской Империи.
Отечественные производители».
3. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.


Действующие лица

Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Задавать вопросы и оставлять свои комментарии могут только авторизованные пользователи. Пожалуйста войдите на портал со своими регистрационными данными или зарегистрируйтесь →


Предыдущий материал
Константин Румянцев (ЛИКОР): «2022 год вызывает опасения»
Следующий материал
Маркировка интернет-рекламы: особенности работы с рекламными баннерами и всплывающими окнами на сайте вашей компании.

#ВКФ, #вкф, #Игорь Зайцев, #ТД Гамма




Новинки


Акции и конкурсы


Другие материалы компании ПО "Фирма Гамма"

А Ваши дети смотрят телеканал СТС Kids?

Новости выставок и конференций
Материалы портала
Случайное КанцФото
Новинки компаний