АО "Гамма ТД" , ИНН: 7722789813, ERID: LjN8KG7ZJ
15 марта 2022

Константин Румянцев (ЛИКОР): «2022 год вызывает опасения»

Генеральный директор компании «Ликор» Константин Румянцев поделился своим мнением о том, что сейчас происходит на канцелярском рынке. Разговор получился открытым, местами резким, но, главное, честным.

*Материалы журнала KANZOBOZ.LIFE + KANZOBOZ.KIDS готовились в январе 2022 года. В связи с последними событиями прогнозы и планы компаний, конечно, могли измениться, но уверены, что многое из сказанного остается актуальным.

Константин Румянцев (ЛИКОР): «2022 год вызывает опасения»

Константин, какие существенные с Вашей точки зрения изменения произошли на российском канцелярском рынке в 2021 году?

Пожалуй, главное отличие 2021 года от предыдущих заключается в том, что поставки стали куда менее стабильными, а цены непредсказуемо росли. Это касается прежде всего импорта. Мы от такого уже отвыкли. Понятно, что в этом нет вины поставщиков: глобальный рынок лихорадит, перевозки подорожали в десять раз, но потребителям всего этого не объяснишь, они требуют прежней стабильности.

Каким был прошедший год для компании «Ликор»?

Год как год. Невыдающийся. Неровный. Прекрасные первые четыре месяца, удивительный тухляк до начала августа, приличный в целом третий квартал и средний (на троечку) четвертый квартал.

Рост есть. Не очень большой, но заметный. Неплохо, учитывая рыночную ситуацию. Мы попрежнему всегда платим поставщикам вовремя, мы не теряем людей — это тоже важно. Год как год, но хотелось бы большего.

С какими основными сложностями Вы столкнулись?

Сейчас очень трудно что-либо планировать. Особенно в рознице. То невероятные всплески, то провалы. Постоянные карантины в школах и садах.

Как себя чувствуют GrossHaus в целом и Ваши магазины в частности?

GrossHaus чувствует себя нормально, мы постоянно обмениваемся мнениями, решениями. Кстати, очень удобно, когда часть функций лежит на управляющей компании: наш собственный штат меньше, и нам не приходится содержать много сотрудников, особенно в «нерабочие» дни.

Позиции GrossHaus в Республике Коми не поменялись: мы по-прежнему №1 по канцтоварам в своем регионе. Покупатели нас любят. В 2022 году будем радовать их еще больше.

Константин Румянцев (ЛИКОР): «2022 год вызывает опасения»Константин Румянцев (ЛИКОР): «2022 год вызывает опасения»

Являетесь ли Вы участником отраслевых Telegram-чатов? Как относитесь к такому формату коммуникации?

Да, я участвую в этих чатах, но пишу очень редко. Поначалу я был там активен, но все обсуждения напомнили мне начало 2000-х: всё те же разговоры, несостоятельность которых уже не вызывает сомнений. Мы всё это уже проходили, но на другом уровне дистрибуции. В том, что обсуждения такие, нет вины участников чата: чем дальше от Москвы они находятся и чем ниже их уровень дистрибуции, тем в более далекие годы отсылают нас их сообщения.

Когда я в 2011 году выступал на отраслевой конференции в Киеве, там тоже высказывались соображения, которые воспринимались как отсталые по причине того, что российский рынок на десять лет опережал украинский. Не по деньгам, а по развитию и по уровню конкуренции.

Вам, как региональной компании, удобно, что в Москве проводятся две канцелярские выставки?

Нет, мне неудобно. И никому неудобно. Напомню, что еще недавно была одна выставка, размах которой и так стал меньше, чем в «золотые» годы, а теперь проходят два еще более мелких мероприятия. Честно говоря, это не есть хорошо. Понятно, что «бизнес не школа гуманизма» (© Григорий Цукерман), но ребятам, которые разделили выставки, следовало бы подумать не только о себе, но и о других (хотя бы немного).

На канцелярском рынке сейчас прослеживается тенденция укрупнения ключевых игроков, и заметен их вектор на производство. Какое влияние эти процессы могут оказать в обозримой перспективе на рынок в целом?

Да, «Рельеф-Центр» приобретает производственные компании — «СТАММ», «ГАММА», BG. Будут и другие приобретения. Ну что тут скажешь? Очевидно, что это очень сильный ход «Рельефа» против «Комуса» и «Самсона». «Рельеф» очень грамотно и тонко разыгрывает свою партию. Казалось бы, что такого? В любой книге по маркетингу написано, что каждый игрок стремится собрать добавленную стоимость всей цепочки поставок. Приобретая ретейл (интеграция вниз), компания забирает добавленную стоимость ретейла, а покупая производство (интеграция вверх), компания забирает добавленную стоимость производства. Но в случае с «Рельефом» это и так, и не так. Покупая производителя, он не только забирает добавленную стоимость производства, но и выбивает поставщика с рынка: свободному игроку становится намного сложнее найти себе поставщика. Если бы производителей было сто, найти замену не составило бы труда. Но «Рельеф» покупает серьезных игроков с репутацией. «ГАММА» ушла под «Рельеф» — остался только «Луч». Если вы не хотите работать с «Рельефом», то вы вынуждены покупать продукцию «Луч», а если вы хотите именно товары «ГАММА», но не планировали работать с «Рельефом», то вам придется-таки работать с ним. Если вы «сидели» на «СТАММе», то вообще непонятно, куда вы уйдете. С бумбелом аналогично.

Почему я считаю, что «мина» подложена под «Самсон» и «Комус»? Да потому, что в новой парадигме покупатели, которые не работали с «Рельефом» по любой из причин — любят ли они «Самсон» или «Комус», либо же просто не хотят почему-то сотрудничать с «Рельефом», — теперь со значительной долей вероятности переключатся на «Рельеф». Ведь трудно себе представить, чтобы какая-либо компания не работала раньше хотя бы с кем-то из приобретенных «Рельефом» производителей. А значит, товар уже в матрице, наименования, штрих-коды и картинки залиты — не выбрасывать же такой труд. Коготок увяз — всей птичке пропасть. Ни «Самсон», ни «Комус» таким ресурсом не обладают. Даже если они предлагают товар по прекрасным ценам, всё равно это очередной разговор про «лучший товар по лучшей цене», от которого у каждого байера в ушах звенит уже лет десять, а то и двадцать.

Думаю, на этих покупках «Рельеф» ускорит захват рынка. Скоро мы увидим новый «Комус».

Были ли Вы на конференции ErichKrause осенью? Как Вам развитие этого бренда?

Да, был. Прекрасно организованная конференция. Однако этого, на мой взгляд, явно недостаточно, чтобы вернуть себе лидерство на рынке. Даже если случится чудо, и бренд-менеджеры остальных компаний, тронувшись умом, начнут закупать всякую скучную дрянь, а ErichKrause останется таким же, как сейчас, этого всё равно не хватит, чтобы возвратить его безраздельное господство над другими брендами. При нынешнем состоянии рынка очень многое значат само умение продавать, логистика, маркетинговое давление, и тут у ErichKrause нет конкурентных преимуществ, хотя он и поныне остается самым узнаваемым канцелярским брендом.

Поражает, почему он не использует очевиднейший способ поднятия как продаж, так и лояльности покупателей — участие в тендерах. Ну сделайте вы 150 дешевых позиций — и каждый четвертый-пятый работающий житель страны весь рабочий день будет писать ручками ErichKrause. А так он пишет чемто другим. Как потом в магазине объяснять покупателю, что продукция ErichKrause какая-то особенная, если он весь день до этого писал ручкой deVente и всё было нормально? Ну бред же.

Как поменялось поведение покупателей в связи с пандемией?

Мне кажется, люди в целом стали более раздражительными, нет какой-то свободы в принятии решений. Они сосредоточены на своих проблемах, им уже не до удовольствия. А это значит, тяжелее принимаются решения о покупке каких-то милых фишечек, более модных товаров. Всё это снижает наш средний чек при сохранении в нем количества позиций. Ну а когда все сидели по домам, взлетели продажи всего художественно-рисовательного.

Константин Румянцев (ЛИКОР): «2022 год вызывает опасения»Константин Румянцев (ЛИКОР): «2022 год вызывает опасения»

Как региональная розница может бороться за покупателя?

Важны индивидуальность, бутиковость. Больше улыбок, ровнее выкладка, более качественное общение, больше консультаций. Ходить в такой магазин приятно, даже если у него нет никаких преимуществ в плане товара.

Что у Вас вызывает опасения при планировании работы на 2022 год?

Да вот сам 2022 год и вызывает. В моем воспаленном сознании нет ничего, что бы наше дорогое правительство не смогло бы отчебучить ни с того ни с сего. Вспомним выход РФ из ОПЕК: я не встречал ни одного человека, который бы не понимал, что выход из ОПЕК приведет к обвалу цен. Но наши умудрились не подумать об этом. Вот было веселье…

Что-то вселяет надежду в успешное развитие бизнеса?

У меня на компьютере есть секретная папочка «Проекты», и в ней проектов на семь-десять лет вперед. Когда я чувствую застой в развитии, я открываю эту папку и запускаю очередной проект. К слову, папка с проектами пополняется быстрее, чем они реализуются. Так что лет на десять мы точно обеспечены развитием, а через десять лет мы будем жить уже совсем в другой стране. Будем смотреть.


Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Задавать вопросы и оставлять свои комментарии могут только авторизованные пользователи. Пожалуйста войдите на портал со своими регистрационными данными или зарегистрируйтесь →


Предыдущий материал
Борис Кац, «Фирма Гамма» («Гамма ТД»): «Выставка Kids Russia – это хорошая возможность заявить о нашей готовности снабжать детский рынок продукцией в любое время и любой сезон»
Следующий материал
Все материалы журнала KANZOBOZ.LIFE + KANZOBOZ.KIDS. Февраль 2024

#GrossHaus, #Константин Румянцев, #Ликор




Другие материалы компании Ликор

Топ-фото за предыдущий месяц

Большая конференция в Переславле. СЕЗОН 2024
Последние комментарии
Неплательщики
Актуальные темы