За последние несколько лет паттерны поведения всех групп потребителей претерпели значительные изменения, и канцелярскому рынку приходится подстраиваться под новые реалии.
Из-за снижения доходов поведение покупателей стало более избирательным. Число импульсных покупок снижается, и приоритетными становятся взвешенные решения. Потребитель хочет быть уверен в качестве товара. Для нас это было первым сигналом, что двигаться в сторону эконом-сегмента нерационально. Покупатели, привыкшие к высокому уровню качества, будут ожидать такового и в дальнейшем. В брендах Schoolformat и LOREX мы стремимся сдерживать цены, поддерживая отличное качество, что позволит нам сохранить лояльность покупателей.
Тем не менее резкое снижение уровня лояльности потребителя стало еще одним новым паттерном. Это касается как самих продуктов, так и сервиса, оказываемого в торговой точке. Главным для покупателя становится клиентский опыт: при сравнении выбор падает на продукт с лучшим сочетанием цены и качества вне зависимости от прежних стимулов к покупке. На первый план выходит позитивный опыт использования приобретенного товара. В бренде LOREX одним из главных критериев покупательского выбора является не только привлекательный внешний вид продукта, но и тот самый позитивный опыт. А в брендах «АРТформат» и Schoolformat мы уже много лет достигаем идеального баланса доступной цены и высокого уровня качества – и это останется неизменным.
Следующей поведенческой особенностью стала возросшая любовь ко всему российскому. Причина – потребность в национальной гордости, обусловленная политической ситуацией. В Schoolformat мы увеличили количество дизайнов с российской символикой, с тематикой, которая относится к России и этнически близка нашему потребителю.
Сейчас рынок очень явно ощущает изменения динамики спроса. В марте и апреле покупатели совершили значительное число покупок про запас, опасаясь резкого роста цен, и сейчас используют приобретенные товары. В то же время продавцы отмечают резкое снижение спроса на всех рынках. В первые десять дней августа мы видели падение и в канцелярской рознице: многие родители ожидали президентских выплат на школьников, а также скидок в конце сезона школьных ярмарок.
В регулярном ассортименте брендов Schoolformat и LOREX мы готовим ряд нововведений. К сезону-2023 в бренде Schoolformat будет представлена расширенная линейка рюкзаков моделей Basic и Ergonomic light. В сезоне-2022 эти модели показали значительный рост, и, по нашим прогнозам, эта тенденция будет актуальна и дальше. Данные модели идеальны для избирательного покупателя: в них есть всё необходимое с точки зрения безопасности и функциональности, но при этом никаких излишеств, что дает оптимальный баланс цены и качества, необходимый покупателю. Ассортимент бумажно-беловой продукции Schoolformat в сезоне-2022 был радикально увеличен. В следующем сезоне мы планируем дальнейшее расширение этой категории.