В каких товарных сегментах покупатели наиболее чувствительны к стоимости канцтоваров? А в каких сегментах цена не является определяющим критерием выбора канцелярской продукции?
Спрос конечного потребителя в дешевом сегменте (простые ручки, карандаши, точилки) не эластичен, так как существенное повышение цены в процентном соотношении не является таковым в абсолютных цифрах. Соответственно, чем дороже продукт, тем повышение цены заметнее для потребителя.
Для оптовиков, закупающих стандартные позиции, такие, по которым можно сравнивать цены от различных поставщиков, цена – очень чувствительный момент.
Союз переработчиков пластмасс обратился к Правительству РФ с просьбой принять меры, необходимые для прекращения роста цен на сырье для производства изделий из пластмасс. Как Вы оцениваете эту инициативу?
Сложный вопрос. Хотя сейчас ситуация близка к критической, но если государство начнет регулировать цены, то это грозит перекосами в экономике. Мне более близка позиция, что рынок все-таки должен быть саморегулирующимся. Многие предприятия встали во время второй волны пандемии, что создало дефицит. Со временем отрасль придет в себя, производство наладится, и цены могут откатиться обратно.
Торговые сети обычно диктуют жесткие условия договоров. Готовы ли сетевые ретейлеры в нынешней ситуации идти на уступки?
Все торговые сети допускают возможность повышения закупочной цены на товар, но они очень скрупулезно подходят к вопросу и проводят глубокое исследование. Нам необходимо обосновать, почему и на сколько подорожала та или иная позиция, – то есть учитываются все факторы, которые влияют на формирование цен. В общем, поднять цены в ретейле очень сложно. Все тяготы выносит поставщик на своих плечах.
Какие факторы помимо роста стоимости сырья негативно влияют на рынок? Какие, наоборот, способствуют его развитию?
Мы пока еще находимся под влиянием пандемии. Например, зимой все столкнулись с проблемой нехватки контейнеров в Китае, из-за чего произошли задержки поставок, которые сказываются на продажах сейчас.
На рынке кризис, и, как во время любого кризиса, происходит передел рынка: слабые компании банкротятся, сильные занимают их нишу. Но если в предыдущие кризисы рынок достаточно быстро адаптировался, то сейчас кризис может затянуться.
Стремительно меняется мода на дизайны. Сейчас хит продаж – пресловутый авокадо в любых видах, что будет в следующем сезоне – неизвестно. Если раньше мы наблюдали за трендами, посещая международные выставки, то сейчас эта опция недоступна.