Доля полки (shelf share) – показатель, который используют для сопоставления количества единиц конкретного бренда с другими позициями на полочном пространстве. Иными словами, он показывает, какой процент площади занимает определенное SKU на торговом оборудовании. Также можно высчитать долю полки для продукции отдельной компании.
Показатель определяют в процентах – так удобнее всего понять соотношение конкретной складской учетной единицы с другими позициями. Также допустимо измерение в сантиметрах. Это не так удобно, но подобный подход тоже имеет место в розничных магазинах.
Главный критерий, согласно которому отводят площадь для SKU, – статистика продаж в торговой точке. Правильные расчеты помогут выявить несоответствие с общими показателями товарооборота. В результате неверного распределения часть продукции покупают не так активно, как хотелось бы. От чего зависит доля полки?
Как посчитать долю полки в магазине в процентах?
Допустим, в магазине стеллаж на 13 одинаковых по размеру полок выделен под простые карандаши. Продукт бренда «BRAUBERG» занимает полностью одно отделение. Это значит, что его shelf share составляет 1/13, что в процентах равно 7,69%.
Тот же магазин реализует еще и чернографитные карандаши, которые также занимает одну полку. Его доля полочного пространства будет такой же, как у простых карандашей. Для всей продукции «BRAUBERG» этот показатель будет равен 2/13 (15,38%).
Можно также провести расчеты в сантиметрах. Если ширина стеллажа составляет 200 см, то такой же будет и shelf share для указанных карандашей. В случаях, когда 5 разновидностей товаров с разными артикулами в равной степени делят одно полочное пространство, для каждого из них этот показатель будет равен 40 см.
Формула для определения доли полочного пространства
Для расчетов необходимо воспользоваться понятием фейсинга. Это количество товаров, которые находятся на переднем краю полки и с первого взгляда попадают в поле зрения покупателя. Например, если на стеллаже стоит 30 упаковок цветных карандашей, и они расположены в 3 ряда, у SKU насчитывается 10 фейсингов.
Процент можно легко рассчитать следующим способом: доля полки (%) = (количество фейсингов / общее число фейсингов) x 100.
Приведем пример расчетов. В магазине в секции, где продаются карандаши, выставлено 4 складских учетных единицы. Распределение товаров в первом ряду:
Карандаш #1 – 5
Карандаш #2 – 3
Карандаш #3 – 2
Карандаш #4 - 7
Всего на стеллаже выставлено 17 фейсингов. Если высчитывать долю полочного пространства для первого продукта, она будет равна (5/17)х100=29,4% (с округлением до десятков). Для последней продукции в списке по той же формуле показатель составит 41,1%. Таким образом, при помощи указанной схемы можно быстро высчитать долю полочного пространства, не прибегая к вычислениям вручную.