Татьяна Власова
коммерческий директор, ООО «Политехнология»
Результат 2024 года для нашей компании, безусловно, положительный. Хотя запланированных показателей мы не достигли. Это немного сложное умозаключение выражается в том, что мы расширили присутствие своих торговых марок на рынке, несмотря на то, что запланированного ввода нового оборудования и ассортимента в 2024 году не случилось. Оборудование планировали запустить еще летом, и к концу года получить дополнительный объем продаж по новым группам продукции, но оно значительно задержалось из-за сложностей с логистикой в условиях санкций.
Тем не менее, мы заместили утерянную долю СТМ тех партнеров, которые стали производить продукцию самостоятельно, на увеличение доли собственных ТМ на рынке. Таким образом, в 2024 году мы прибавили по продажам по собственным СТМ и упали по некоторым группам СТМ партнеров.
Значительно падает группа «Творчество», за исключением интересных материалов по соотношению цена/качество — например, растут продажи по нашим акварельным бумагам Fine Line 300 г/квм, хлопок и целлюлоза. Падает именно по тем позициям, по которым спрос снизился, а предложение имеется у каждого производителя.
В целом по отрасли я не заметила преобладания пессимистических настроений, рынок настроен исключительно по-деловому
В целом по отрасли я не заметила преобладания пессимистических настроений, рынок настроен исключительно по-деловому. Производители работают и развивают производственные мощности, торговые партнеры решают свои поставленные задачи. Все в тонусе.
В то же время на рынке происходят значительные изменения и перестройка. Всем известно, что за прошедшие пару лет несколько компаний приобрели оборудование для производства изделий на скрепке. Это как производители, так и федеральные компании — держатели крупных торговых марок. В том числе и мы.
Проблема в том, что подобное оборудование совершенно необходимо каждой компании-производителю бумажно-беловой продукции, но оно является дорогим и высокопроизводительным. Его нужно окупать и загружать работой. Под него нужны значительные ресурсы — сырье, склады, обученные люди и т. п.
В итоге мы имеем, с одной стороны — нарастающий инфляционный процесс, с другой стороны — переизбыток производственных мощностей и их перераспределение на рынке. Эти факторы значительно влияют на рынок канцелярских товаров.
Инфляция приводит к росту цен на сырье и комплектующие, увеличивается стоимость аренды. Растет стоимость труда, и не только квалифицированных кадров. Практически все кадры сейчас не только дороги, но и труднодоступны.
Это повышает себестоимость продукции, что в свою очередь должно отобразиться в ценах на продукцию. Производители испытывают острую необходимость повышать цены.
В то же время растут цены на все остальные группы товара, что снижает покупательскую способность потребителей. При этом фактический рост себестоимости и связанная с этим необходимость повышения цен не находят должного понимания у наших партнеров.
Одновременно с этим переизбыток производственных мощностей на рынке бумажно-беловой продукции приводит к обострению конкурентной борьбы среди производителей — все компании пытаются использовать свои мощности по-максимуму, что может привести к снижению цен при снижении маржинальности.
В краткосрочной перспективе – это ценовые войны в борьбе за долю рынка. В долгосрочной перспективе это может стимулировать консолидацию на рынке или вынудить отдельных производителей уходить с рынка.
Оба фактора представляют собой вызовы для производителей, и их влияние будет зависеть от способности компаний адаптироваться через инновации, оптимизацию затрат и изменение стратегий продаж.
В 2024 году, как я уже упоминала, некоторые наши партнеры перестали размещать заказы на свои торговые марки у производителей, и стали производить самостоятельно. При этом некоторые наши крупные партнеры перестали работать с сетями или ушли с маркетплейсов и, соответственно, тоже не разместили заказы у производителей.
Перестройку претерпевает и направление работы на маркетплейсах для производителей. Высокий уровень конкуренции среди продавцов вызывает давление на цены и снижение маржинальности, механизмы взимания комиссий и прочих выплат маркетплейсам существенно снижают рентабельность продаж. Управление процессом поставки, подготовки товаров и управление поставками стало довольно сложным и затратным делом. Частые изменения в правилах и алгоритмах требуют быстрой адаптации и дополнительных усилий по обеспечению соответствий им.
Это приводит к тому, что будет все больше происходить перераспределение сил в сторону или крупных магазинов на маркетплейсах (магазинов федеральных компаний), которые выделяют значительные маркетинговые бюджеты на продвижение своего магазина в целом, или поставщиков с небольшим, но уникальным ассортиментом, который постоянно меняется (локальных некрупных производителей, импортеров и т. п.).
Если мы говорим о предпочтениях покупателей, то на рынке по-прежнему преобладают тренды на следующие направления: практичность и функциональность; прочность (в буквальном смысле) и качество материалов; эстетика и дизайн; индивидуализация и самовыражение; креативность и стиль в оформлении. Несколько снизились тренды на экологичность и творчество — видимо, это отражение ситуации именно сегодняшнего дня.
Среди инноваций, значительно влиявших на рынок в прошедшем году, в первую очередь надо назвать использование искусственного интеллекта в разработке дизайна. Но, если честно, – это довольно быстро надоело партнерам, а значит и потребителю, потому что запросы партнеров – это отражение покупательского мнения конечного потребителя. Все у всех становится примерно похожим и несет отпечаток искусственности. Однако благодаря применению нейросетей производство дизайнов, конечно, значительно ускорилось.
К чему это привело точно – к кратному росту количества «новинок» в ассортименте производителей, и к такому же ожиданию предложения новинок от наших партнеров. Видимо, в поисках действительно «жемчужин» дизайнов и тем в этой массе. Соответственно, каждый прайс производителя теперь — это сочетание «парада» новинок и распродажи предыдущих коллекций.
Оправдались ли наши ожидания от 2024 года? Не в полной мере, но в целом — да. Прошедший год мы будем считать хорошим стартом для выполнения задач на будущий 2025 год.