ГАММА: как рисовать с ребёнком дома
Изобразительное творчество — мощное средство самовыражения. Благодаря ему ребёнок может проявить чувства и лучше узнать себя. Занятие изотерапией строится таким образом, чтобы ребёнок делился своими ощущениями и эмоциями, которые касаются выполнения и решения задачи, самой работы и процесса творения.
Иногда изотерапия даёт неожиданно быстрый положительный результат. Интересный пример: развод родителей, переезд и поступление в 1 класс школы вызвали у мальчика 7 лет страх темноты — ему казалось, что по полу бегают монстры и могут его поймать. Во время изотерапии мальчик согласился нарисовать монстров на бумаге, а на вопрос о дальнейших действиях с уверенностью заявил, что рисунок нужно положить под холодную воду, а затем дать высохнуть, чтобы монстры прилипли к нему. После этого ребёнок оставил рисунок у психолога и разрешил его выбросить — тогда монстры к нему больше не придут. Через несколько дней мама мальчика сообщила, что страх темноты исчез.
8 приёмов из изотерапии, которые можно использовать дома
Приёмы изотерапии можно использовать дома во время творческих занятий с детьми. Важно предоставить свободный выбор материалов и инструментов для рисования: листы белой или разноцветной бумаги, картона, кисти.
Краски детских серий ГАММА «Пчёлка» и «Мультики» — это безграничный простор для фантазии: большой выбор цветов прозрачной акварели и плотной, насыщенной гуаши.
1. Попросите ребёнка описать картинку, будто это он сам, используя слова «Я». Например: «Я — картинка, на моей поверхности есть красные линии, посередине голубой квадрат».
2. Выберите на рисунке специфические предметы, чтобы ребёнок их идентифицировал с чем-нибудь: «Если ты голубой квадрат, опиши себя: на что ты похож, каковы твои действия».
Чтобы облегчить выполнение задачи, можно задать дополнительные вопросы: «Что ты делаешь?», «Кто тебе ближе всех?». Вопросы помогают войти в рисунок вместе с ребёнком и открыть пути для установки отношений.
Выделение и детальное рассмотрение одной или нескольких частей рисунка помогает достичь дальнейшей концентрации внимания и обострения осознания у ребёнка. Здесь часто помогают вопросы «Куда она идёт?», «О чём думает красный кружок?», «Что произойдет с этой линией?». Если ребёнок отвечает «Я не знаю», следует перейти к другой части картинки, задать другой вопрос или дать свой ответ и уточнить — правильно это или нет.
3. Предложите ребёнку вести диалог между двумя частями рисунка: двумя соприкасающимися или, наоборот, противоположными точками.
4. Попросите обратить внимание на цвета: «Подумай о цветах, которые будешь использовать. Что для тебя значат тёмные цвета? Ты будешь использовать яркие или пастельные, светлые или тёмные тона?» Вопросы строятся так, чтобы ребёнок размышлял и осознавал то, что делает, даже если не хочет об этом говорить.
5. Помогите ребёнку соотнести с собой описания рисунка или его части — это работа над идентификацией. Вопросы: «Ты когда-нибудь испытывал похожие ощущения?», «Это связано с твоей жизнью?». Можно задавать вопросы в разной форме, но делать это нужно осторожно и мягко.
Дети не всегда чётко представляют собственную жизнь, эмоции и переживания. Иногда они сдерживаются, боятся выражать чувства или не готовы к этому. Бывает, что ребёнок готов поделиться ощущениями во время рисования, но не переносит содержание картинки на себя. При этом из рассуждений становится понятно: он выражает то, в чём есть потребность, чего хочет, но в собственной манере.
6. Обращайте внимание на внешние проявления и поведение: оттенок голоса, положение тела, выражение лица, паузы. Молчание может означать контроль, обдумывание, припоминание, даже тревогу, страх или осознавание чего-либо.
7. Предлагайте использовать линии, формы, лёгкие и жирные мазки, длинные и короткие штрихи, разные цвета и фигуры.
8. Попросите рисовать быстро, соблюдая временной интервал — используйте секундомер или песочные часы.
Примеры тем для творческих занятий
-
Как ты выглядишь сейчас, как бы ты хотел выглядеть, когда станешь старше.
-
Как ты добиваешься того, чего хочешь.
-
Что ты делаешь, когда тебе грустно или одиноко.
-
Какой подарок ты хочешь.
В такой творческой игре можно произносить слова и предлагать их быстро изобразить: любовь, семья, красота, свобода, счастье, грусть.
Рисование помогает понять и услышать ребёнка, развить внимание и доверие к родителям, педагогам. Важное правило — творчество без границ. Мягко направляйте, но не вмешивайтесь, уважайте право выбора, ведь маленький человек — это уже личность.
![]() |
![]() |
ГАММА
|
- «Преимущество Скрепка Экспо – в ее развитии и...03.04.2025 13911
- Михаил Руслов: «Выставка Скрепка удобна нашим...21.03.2025 2178
- Третья отраслевая онлайн-конференция: Анализ...18.04.2025 90
- Ручки ТМ CELLO: надёжность и комфорт в каждой...18.04.2025 33
- Мастер-класс, викторина и приятные сюрпризы от...18.04.2025 64
- Ручки ТМ CELLO: надёжность и комфорт в каждой...18.04.2025 33
- Рюкзак школьный, Феникс+, 30х40х14 см, полиэстер,...18.04.2025 51
- Рюкзак школьный, Феникс+, 30х40х14 см, полиэстер,...18.04.2025 48
- Новинки от ТМ MAZARI. Бейджи.18.04.2025 72