Основанная в 1996 году как небольшое производство эксклюзивных дизайнерских сумок из натуральной кожи для подиумов и модных магазинов, компания Grizzly за 20 лет своего существования превратилась в одного из ведущих российских производителей качественных и недорогих рюкзаков, с которыми и вышла на рынок канцелярских товаров. |
Несмотря на промышленные объемы производства, в Grizzly продолжают работать по-семейному. Хотя семья изрядно увеличилась: в неё входят тульские и воронежские швеи, китайские рабочие и даже постоянные клиенты – оптовики, торгующие рюкзаками. О том, как живет компания сегодня, и об особенностях работы производителя рюкзаков на канцелярском рынке «КанцОбозу» рассказал коммерческий директор компании Дмитрий Сахаров.
|
|
О.С.: Как часто вы обновляете коллекции? Д.С.: Школьную коллекцию мы обновляем раз в год, а взрослая коллекция разрабатывается постоянно. Заказы на следующий год мы собираем в сентябре-октябре, в конце октября формируем предзаказ. И уже с ноября новая коллекция начинает появляться у нас на складах. К марту бывают готовы уже все модели. В октябре мы стараемся собрать предзаказы и на взрослые модели, но это не так критично, как со школьным ассортиментом.
|
|
О.С.: Я правильно понимаю, что жизненный цикл модели – год, и вы ежегодно полностью обновляете и дизайны, и модели? Давайте в цифрах. Сколько новых артикулов и новых дизайнов вы выпускаете ежегодно? Сколько людей задействовано в этом процессе? Д.С.: Примерно тысяча моделей рюкзаков производятся компанией Grizzly как под собственным брендом, так и для сторонних компаний. Этот процесс контролируют всего четыре профессиональных дизайнера. Они внимательно следят за модными трендами, смотрят показы прет-а-порте. И неважно, будет ли у нас в стране продаваться такая модная одежда, но важно уловить новые тенденции, понять какие формы, цвета, фактуры, ткани в тренде. |
|
|
Конечно, наши дизайнеры общаются и с отделом продаж, и с потребителями, и учитывают все пожелания клиентов. В основном обсуждение касается принципиально нового ассортимента, интересных идей. Кстати, благодаря «обратной связи» с клиентами мы разработали несколько новых форм - рюкзак на распоре, рюкзаки на скрутке… Внимательно изучая рынок модной индустрии, мы стараемся отталкиваться от потребностей нашего конечного потребителя, не теряя индивидуальности бренда - модные тренды и направления берем за основу, затем компилируем, привносим своё.
|
|
|
О.С.: Компиляция идей – это понятно, а как насчет полета фантазии? |
Д.С.: Без него никак. Вот, например, несколько лет мы думали о том, чтобы сделать белый рюкзак. Чисто белый. И всё не решались. А теперь сделали – не просто белый, а еще и весь разрисованный мухами. Хотя решение это радикальное, но воспринят рюкзак был очень хорошо.
|
О.С.: Вы показывали эту модель на выставке? Д.С.: Отклики, получаемые во время выставок, и реальные продажи конкретных моделей – разные вещи. Часто на выставках, люди ходят вокруг модели и восхищаются: «Ах, как круто, ах, мы будем брать». Но как доходит до дела, берут что-то другое, какую-нибудь черноту. Хотя модель с мухами начала продаваться хорошо.
|
О.С.: Как вы считаете, насколько вообще эффективно для компании участие в выставках? С каждой ли выставки вы привозите клиентов, каждая ли отбивается? Д.С.: Как говорил Генри Форд, «Половину своих рекламных расходов я несу напрасно, только вот не знаю, какую». Смысл выставок, как средства привлечения новых клиентов, конечно, падает. Но нужно общаться с людьми, хотя бы раз в год. Поэтому для нас сейчас выставки – возможность увидеть знакомых клиентов, показать, что мы сделали. Как привлечение новых клиентов, мне кажется, это уже неэффективно: новые клиенты не ловятся. Или мы со всеми уже работаем, или мы что-то не так делаем. Но у многих такая же ситуация. А для продаж, по-моему, работа на телефоне и реклама на вашем портале эффективнее и дешевле. Мы решили ограничиться одной выставкой в год – «Скрепкой».
|
О.С.: Почему логотип Grizzly на разных изделиях написан по-разному? Д.С.: На женских изделиях мы отступаем от классического логотипа и допускаем разные варианты брендирования. Это элемент дизайна. В случае женского ассортимента мы можем несколько отступить от брендбука. Например, наши дамские сумки из эко-кожи выпускаются под маркой ORSORO, что означает «Золотая медведица»: трудно продавать женские сумки с брутальным брендом Grizzly. Под новым брендом их хорошо покупают и ритейл, и оптовики, и интернет-магазины.
|
О.С.: Насколько остро вы ощущаете сезонность? Например, чувствуется школьный сезон? |
Д.С.: Чувствуется и очень сильно. У нас получается огромный «горб» июльских-августовских продаж. Разница с ноябрьскими продажами примерно в 20 раз! Мы пытались выровнять этот дисбаланс. Нам говорили: круглый год продается женская сумка. Мы специально разработали ORSORO, хотя создать брендовую сумку из искусственной кожи очень непросто. И обнаружили, что в рознице женская сумка действительно продается круглогодично, а вот в опте – в тот же самый июльско-августовский «горб», который в итоге нарос ещё больше, и такая сезонность – проблема для нас.
|
О.С.: Вы выпускаете продукцию только под своими брендами? Д.С.: Если у клиента есть необходимость выпустить товар под собственной маркой, мы готовы ему помочь. Мы разрабатываем коллекции сумок для спортивных и одежных брендов.
|
О.С.: Бывают заказы, которые превышают ваши мощности? Д.С.: Почти никогда такого не бывает, но бывает, что большой заказ некуда вставить, ведь производственный цикл у нас расписан на 6 месяцев вперед. Но мы переразмещаем его по частям, и пока ни разу не было заказа, с которым бы мы не справились. Хотя были заказы, с которыми казалось, что невозможно справиться в срок.
|
О.С.: Вы занимаетесь розничными продажами? Есть фирменные бутики Grizzly? Д.С.: У нас был опыт с открытием собственных торговых точек, не смотря на то, что мы никогда не стремились к собственному ритейлу. Мы мечтали о магазине, в котором можно гарантированно найти полный ассортимент продукции Grizzly, предполагали, что один небольшой магазин вряд ли может быть коммерчески успешен, но решили, провести эксперимент. С развитием интернет торговли история фирменного магазина отошла в сторону. Сейчас наш ассортимент сильно изменился и многократно увеличился, возможно, надо снова открыть фирменный магазин, но всё руки не доходят. Мы ведь никогда толком этим не занимались, нужно иметь какой-то розничный опыт. Где открывать? В ТЦ каком-нибудь или отдельно стоящий? Кажется, что отдельно стоящий для бутика лучше, но сейчас ведь нигде не припаркуешься. Возникло бы неожиданно хорошее место, сказал бы кто-нибудь, что в отличном месте есть 50 или даже 40 метров квадратных, я бы с удовольствием открыл магазин. Сами мы место не ищем. Сейчас у нас есть розничный сайт, который мы открыли год назад и, например, в августе у него оборот составил более 1,5 миллиона. Но в целом в розницу у нас уходит меньше процента оборота.
|
|
О.С.: Кого вы считаете основными конкурентами рюкзаков Grizzly? Д.С.: Мы работаем на трех больших рынках, и на всех разные конкуренты. На канцелярском я бы выделил Hatber, чьи модели, почему-то всегда очень похожи на наши прошлогодние, и DeVentе. Второй наш рынок – мелкие магазины, сумочные магазины. Там конкуренты – китайские noname или контрафактные товары. Третий рынок – большие федеральные сети. Там конкуренты другие: это в первую очередь европейские бренды, например, Herlitz, Dakine, и собственные бренды сетей.
|
О.С.: А о рюкзаках Erich Krause что-то слышали? Д.С.: Конечно, и слышали и смотрели. Интересные коллекции, но пока от наших клиентов нет сигналов, что мы с ними как-то сильно пересекаемся.
|
О.С.: Как относитесь к отсрочкам? Д.С.: Отсрочки для нас болезненная тема. Уже в марте 2017 года мы начинаем закупать материал на коллекцию 2018 года, а деньги за него получим только в сентябре 2018 года. Конечно, это не вся коллекция, продажи идут весь год, но это почти полтора года. Заморозка денег очень глубокая.
|
О.С.: Где расположено ваше производство и как оно организовано? Д.С.: У нас четыре основных производства. Одно в Китае, три в России, на границе Тульской и Воронежской областей. Там есть три небольших города, расположенных недалеко друг от друга, в 50-60 км, удобно строить логистику. Фабрика в Китае – в совместном владении с местными предпринимателями. Все материалы и комплектующие закупаем в Китае, а вот в России покупаем нитки.
|
О.С.: Как налажено ваше производство в России? Д.С.: На трех российских предприятиях работает чуть больше 200 швей, а вместе с закройщиками, шелкографами, грузчиками, ИТР и офисом в производстве занято около 350 человек. Центральный склад расположен в Москве. Сюда приходят грузовики из Китая с тканями, здесь материал пересортировывается, отправляется на производство, а продукция с производства отправляется обратно на склад. Мы думали перевести склад ближе к производству, но пока от этого отказались: здесь, может, и дороже, но всё под боком, а там надо строить склад в глубинке с нуля. Кто за всем этим будет следить? Наладить эффективную работу дистанционно – большая проблема. Мне кажется, проще отсюда.
|
О.С.: Вы не думали расширять производство, шить не только рюкзаки, но и что-то еще? Д.С.: В нашем ассортименте есть и дорожные сумки, и чемоданы, правда, несколько лет назад их доля была существенной - около тридцати процентов, а потом рюкзаки съели всё. Сейчас рюкзаки почти 90% нашего производства. Но в 2018 году мы выпустим небольшую, 7-8 наименований, коллекцию барсеток, около 15 дорожных сумок и несколько моделей чемоданов. Всё, кроме чемоданов, будет шиться в России. Чемоданы с нашим дизайном произведет наша китайская фабрика.
|
|
О.С.: Дмитрий, спасибо за интересную беседу. Вы производите современные качественные товары, поэтому хочу пожелать вам успехов и удачи! Д.С.: Спасибо, Олег, что нашли время приехать к нам в офис.
|
|
Беседовал Олег Сафронов,
канцелярский интернет-портал kanzoboz.ru
|