Какой формат канцелярской розницы Вы считаете сейчас наиболее перспективным?
Магазины площадью 200-250 квадратных метров в районных и областных центрах с населением от 50 тысяч. Такой формат позволяет представить достаточно широкий ассортимент. В этом году я планирую открыть как раз такой магазин, и обязательно с уголком для художников. Основные ставки делаю на школьный сезон.
Интуиция мне подсказывает, что сейчас пришло время расширять розничную сеть. Выручка моих магазинов за прошлый год существенно выросла. Это значит, что я выбрал верный формат, правильных поставщиков и подходящий ассортимент – надо расширяться, насколько хватит сил. Но мне мешает лень, ведь денег на житье-бытье и так хватает.
Что сегодня лучше работает с точки зрения продаж канцтоваров: магазины в торговых центрах или стрит-ретейл?
Я за стрит-ретейл. По моему опыту, самые неэффективные магазины были в торговых центрах. Там много всяких заморочек типа режима работы, которые ведут к дополнительным издержкам. На мой взгляд, люди сейчас неохотно посещают ТЦ, скорее целенаправленно идут в магазин с хорошей репутацией.
Если канцелярские магазины разделить на три группы (отдельные специализированные магазины; независимые сети магазинов; магазины, работающие по франшизе), то какие преимущества, на Ваш взгляд, есть у каждого из этих подходов к ведению розничного бизнеса?
Франшиза – это самое слабое звено рынка. Долги, вранье поставщиков по поводу ликвидности и востребованности товаров, которые предлагается закупать по ценам, завышенным порой в несколько раз. Такие магазины, за редким исключением, убыточны. Независимые сети – самый топ. У специализированного единичного магазина по сравнению с розничной сетью есть минусы: многие издержки такие же, как у сети, а объем продаж значительно меньше. Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте. Так что один магазин – это бизнес не для ленивых старичков типа меня. Хотя есть отличные примеры успешных одиночных магазинов, например «Подписные издания». Главное – найти свое лицо.
Господдержка
Каким образом государство могло бы поддержать развитие канцелярского рынка?
Государство уже поддерживает канцелярские компании. Просто надо не лениться и получать эту помощь. Мы с женой завтра идем подписывать документы на получение очередной господдержки. Мой лучший магазин расположен в муниципальном здании, и я арендую эту площадь на льготных условиях – каждый год скрещиваю пальцы, чтобы продлили льготную аренду, и ее пока продлевают, хотя я никому ни разу не давал никаких взяток.
Насколько сложным является механизм получения господдержки?
Конечно, получить господдержку не так просто, как хотелось бы: много бюрократии, часть из которой кажется бессмысленной, но все процедуры проходимы. Реально утопили в деньгах – моему маленькому бизнесу столько и не надо. Охотно делюсь с коллегами опытом, но они меня не слышат и, увы, мне не верят. Ну да, взять товар в отсрочку и тем самым переплатить за него –проще, чем заполнить 150 бланков и таблиц и получить под 2-4% годовых кредит с господдержкой, это факт.
Какие действующие сейчас программы господдержки Вы считаете эффективными? Каких механизмов и программ поддержки со стороны государства не хватает канцелярскому рынку?
Трудно сказать. Какие-то меры неэффективны, наверное, и государственные деньги летят в трубу, но это лучше, чем совсем без поддержки, как было до пандемии.
Доступность льготного кредитования сегодня – это миф или реальность?
Это более чем реальность.
Какие виды продукции из канцелярского ассортимента должны быть, по Вашему мнению, включены в список товаров первой необходимости?
Зачем этот список нужен? Нас и без него неплохо кормят. Лучше бы поменьше списков, а то еще наценку ограничат и сделают, как в Беларуси, на тетради 20%, а не 300%, как я привык.
В этом году в Госдуму было внесено предложение о снижении НДС на некоторые виды детских товаров, в том числе на школьные канцелярские принадлежности. Если поправки будут приняты, как это отразится на нашем рынке?
Думаю, что реально никак не отразится. Многие товары и так с НДС 10%. Огромная часть рынка использует налоговые спецрежимы, в которых нет НДС, – и правильно делает.
Прогнозы
Какие тренды покупательского спроса будут, на Ваш взгляд, актуальными в 2023 году?
Да всё те же, ничего нового. В 2023 году люди станут еще беднее. Главное желание покупателей – потратить меньше, а получить больше. Но товары, возможно, заметно подорожают, надо будет заранее запастись.
Что, по Вашим прогнозам, будет происходить на рынке в ближайшее время? К чему необходимо готовиться игрокам рынка?
Несмотря на стагнацию, у многих игроков амбициозные планы. Но места на рынке всем не хватит: кто-то растет, а кто-то работает в убыток, поэтому возможны даже громкие банкротства.
Каким Вы видите будущее специализированной канцелярской розницы?
Фееричным. С рынка, скорее всего, по-тихому уйдут убыточные точки – чем скорее это случится, тем лучше. Непрофильные сети завяжут с убыточными экспериментами по торговле канцтоварами. Маркетплейсы перестанут демпинговать, потому что дешевые и длинные кредиты теперь недоступны. Поляна сожмется, но места на ней для нас – старых игроков – меньше не станет. Скорее, наоборот.