Перед интервью мы видели Дмитрия в образе эдакого хайпового мэна. Слово хайп (hype) с английского буквально переводится как «навязчивая реклама; шумиха, ажиотаж», существует созвучный глагол, который означает «раскрутить; раздуть». Также в моде сейчас термины: бизнес в стиле хайп, хайповый подход к делу, хайповый лидер и т.д. Ну разве это не похоже на нашего собеседника? Но с каждым последующим ответом, в Дмитрии Пупине для нас открывался большой Философ. Ну а что увидите вы, нам неведомо.
Насколько сложнее стало вести бизнес сегодня, чем 10 (или даже 20) лет назад? Какие общие тенденции вы наблюдаете? Какие особенности выделяете лично для себя?
Тенденция такая, что «кругом дебилы»! Это не я придумал — это один мой более старший матёрый и умный друг, но я с ним на 100% согласен! Бизнес стало вести — ну…, если можно так выразиться, по-другому. Что-то стало легче, что-то тяжелее, и всё это благодаря развитию дебилизма вокруг. В целом, есть ощущение некоторой деградации всего и вся — люди стали агрессивнее, злее, беднее, жаднее и что хуже всего — менее образованнее, глупее. Мое поколение получало образование при СССР. Наверное, мы были одни из последних, поэтому все эти дети ЕГЭ вокруг, мне кажутся какими-то не такими как раньше. Ну или я просто начал стареть. И да, самое главное — продукты что-то становятся всё хуже и хуже, мяса в колбасу не докладывают, молоко и пиво из порошка делают!
Вы объездили много стран и видимо обращали внимание, в том числе, и на то, как там ведут розничный бизнес. Что у нас не так? Чего не хватает?
Прежде всего у нас не хватает мозгов, а правильнее сказать — знаний, а также образованных по-настоящему в сфере торговли людей. Вот у меня есть настоящий друг итальянец, никак не пойму, почему мы подружились — некультурный восточный варвар и потомок пятитысячелетней цивилизации, мы видимся по нескольку раз в год и нам интересно вдвоем. Он более 13 лет проработал в компании «Пинья». И когда он рассказывает, как учился коммерции — я понимаю, что в России такого образования вообще нет и неизвестно, когда будет. Многовековые традиции, культура как делать бизнес даже в восточных странах, таких как Афганистан, сохранилась и развилась до самого высокого уровня, в России же при этом уничтожалась 70 лет, и до сих пор не восстановилась, в отличие от некоторых стран бывшего СССР. Торговля, коммерция — это великие науки! Они могут приносить обществу большую пользу!
Жизнь есть борьба, до обеда — с голодом, после обеда — со сном.
Главное — что на Западе, что на Востоке — в центре торговли стоит Человек, торговля там всегда была и есть для людей. А у нас, люди для государства — электорат, и даже в высокоразвитых и быстрорастущих сетях покупатели в 99% — это придаток к бизнес-плану. У нас в центре всего — бабло, лаве, тити-мити… Никто на 10 лет вперед думать не хочет. Не любим мы в России друг друга большой и искренней любовью так, как на западе торговцы любят своего покупателя. Может быть, когда в стране будут работать тысячи капиталов со столетней историей, что-то и изменится, а пока имеем то, что имеем.
Когда мне говорят, что конкуренты предлагают более выгодные условия — я только радуюсь. Видимо им продукцию некуда девать.
Какая страна вас потрясла больше всего? Почему?
Многие потрясли. Беларусь — моя Родина — потрясла, хотя, казалось бы, чего там, 40 лет смотрю на неё — четыре раза в прошлом году там был. До какой же степени и как быстро можно обеднеть и при этом не растерять твердости и бодрости духа! Посмотрим, получится ли так у моей второй Родины — России.
Рассчитывали так, а получилось по-другому.
Есть много стран, где хотелось бы подолгу пожить, много — куда вернуться. Но в мире есть ещё много офигительных мест, где я не побывал. В общем, на попе сидеть не надо, живём один раз. Надо побольше всего постараться увидеть и попробовать, пока ноги шевелятся и мозг не закупорился.
Что важнее всего для успешных продаж: качество продукта, низкая цена, налаженные связи, продвижение и реклама, опыт продаж, мудрость, иное?
Не совсем цена, а соотношение «цена–качество». Пусть у тебя будет подороже — но человек получит намного больше, чем в другом месте, причём может быть в виде положительных эмоций и хорошего настроения. Я читаю всякие современные статейки — пишут про бренды, про мерчандайзинг и так далее, но мой личный опыт показывает, что цена — это самое главное в бизнесе, кто бы что ни говорил, ведь Россия, по скорости уменьшения реального располагаемого дохода у населения, четвертый год подряд находится в тройке мировых лидеров.
Время все вылечит, и добро в итоге победит.
Конечно, очень важны связи, особенно с поставщиками. Но больше всего важны связи с потребителем! Надо учиться слушать покупателя двумя ушами и изо всех сил, быть как можно ближе, слушать, что ему нужно, понимать, как он живет. Реклама стала очень важна последние три года — раньше мне хватало сарафанного радио, а теперь торговля напоминает рыбалку — рыбы всё меньше, рыбаков всё больше, рыбка все мельче. Невод надо шире закидывать. Опыт важен, конечно, но сидеть на лаврах тоже не нужно, имейте смелость и готовность беспрерывно меняться. Опыта должно становиться больше, тогда он полезен, а работать по шаблону, когда вокруг творится хрен знает что… — уже невозможно.