| Наталья Саватеева, генеральный директор компании «Луч» |
Сегодня мы общаемся с Натальей Алексеевной Саватеевой, генеральным директором компании «Луч». Ваша компания по праву считается лидером в своей отрасли. Причем на протяжении уже весьма длительного времени. Трудно ли быть лидером? Что позволяет вам сохранять эту позицию столько лет? Можете ли вы назвать «Луч» инновационной компанией? Быть инновационной компанией — звучит очень амбициозно. У нас, конечно, есть здоровые амбиции. Но мы никогда не пускали пыль в глаза своим клиентам, не обещали невозможного, мы всегда делали и делаем то, что умеем и любим. Могу сказать, что у нашей компании всегда были и есть ключевые цели, к реализации которых мы стремились все годы, что существуем. Во-первых, создать современное и максимально эффективное производство. К этому мы шли планомерно. Ежегодно инвестировали значительные суммы на приобретение нового современного оборудования, замену устаревшего. Привлекали специалистов. Сегодня «Луч» — это современный завод, способный производить продукцию для разных отраслей промышленности. Во-вторых, как вы отметили, мы стали лидерами в своей отрасли. Быть первым, всегда сложно, это большая ответственность. Но что значит быть первым? Это значит быть всегда на шаг впереди остальных. Нужно постоянно двигаться вперед. Рынок всегда ждет от тебя чего-то нового. Мы первые и единственные в России запустили производство восковых карандашей (мелков). Все формы для литья пластмассы делаем сами, и это позволяет быть более мобильными в отличии от конкурентов. Мы единственные выпускаем фигурную акварель, акварель 32 цвета. У акварелей Zoo, «Престиж» и «Фантазия» — уникальные донышки с увеличенными кюветами тех цветов, которые больше всего используются. Широкая линейка трафаретов: от классических, которые впоследствии повторили и другие производители, до уникальных рельефных и фигурных. Благодаря специалистам технического центра, мы первыми выпустили пластилин 24 цвета, сначала восковой, а затем и классический. Первыми разработали рецептуру мягкого воска и выпустили наборы «Лепим свечи». Многие идеи, которые мы использовали в своих наборах, сейчас подхватили и другие производители. Немного обидно, но с другой стороны, это говорит о том, что на нас равняются, а наши разработки востребованы рынком. В-третьих, качество и безопасность продукции. Мы очень ответственно относимся к этому вопросу, чётко соблюдая установленные законы и нормы, понимая всю ответственность, которая ложится на нас. Поэтому, мы никогда не будем торопиться выводить на рынок новый продукт, пока не будем уверены, что он соответствует всем критериям качества и безопасности.
|
|
В последние годы объемы продаж «Луча» сильно выросли, как вам это удалось? Было очень сложно. Чтобы обеспечивать клиентов, пришлось расширяться, что-то перестраивать, что-то достраивать, приобретать оборудование, увеличивать численность. Сейчас на заводе работает более 700 человек, предприятие работает круглосуточно, исключение только праздничные дни. Все это требовало больших вложений, поэтому меньше средств шло на продвижение продукции. Теперь у нас есть возможности производства, и сейчас все усилия будут направлены на рекламу, на продвижение нашего, как сегодня выражаются, бренда.
|
|
В последнее время вы провели большую работу по обновлению корпоративного стиля компании. В частности, изменили дизайн логотипа, представили новую линейку рекламной продукции. Удалось ли достичь тех результатов, на которые вы рассчитывали? Задачи пока выполнены не все. Да, мы поработали с внешним видом, образом своего логотипа, привнеся в него смысловую нагрузку и сделав более изящным и современным. В целом, как мы считаем, выработали фирменный стиль, который пошагово внедряем. Сейчас разработано много рекламных продуктов с новым логотипом, которые направлены на конечных покупателей, на узнаваемость продукции «Луча» в торговых точках. Позиционирование не изменилось, оно просто стало более чётким и, если можно так сказать, адресным. Главным было остаться узнаваемыми и любимыми для покупателя. Ведь, в конечном счете, это именно то, ради чего мы и работаем. До сих пор мы своего покупателя не подводили. Уверена, что так будет и впредь.
|
Насколько широк и разнообразен сегодня ассортимент выпускаемой вами продукции? Сейчас в ассортименте более 400 наименований продукции. Для оптовых компаний с многотысячными линейками товарных позиций — это мизер. Но мы все-таки производители. И производить такое количество наименований достаточно сложно. Поэтому у наших конкурентов и нет такой широты линеек акварели, гуаши и пластилина. Для этого нужны площади, оборудование и люди. Но мы постоянно обновляем свой ассортимент. Мы являемся постоянными участниками профильных выставок, ярмарок, на которые, как правило, привозим много новинок. Часть из них клиенты увидят на выставке «Мир детства». Это наборы для детского творчества. Весной же мы представим рынку очередные новинки, подготовленные для школьного сезона. Вы предпочитаете иметь дело уже с проверенной, завоевавшей популярность и доверие покупателей продукцией или же делаете ставку на постоянное обновление ассортимента? Стараемся найти разумный компромисс. Давно миновали времена, когда можно было годами «гнать» одну и ту же марку продукта, с другой стороны, постоянное обновление ассортимента — не самоцель, а необходимое условие удержания позиций лидера на конкурентном рынке. Здесь в каждом случае необходим точный предварительный расчет и потенциальных рисков, и вероятных выгод. Вообще, внедрение, производство и продвижение нового продукта — это всегда многоступенчатый процесс, требующий определённого времени, инвестиций и прочих моментов. Очень много всего. Всё зависит от сложности и инновационной составляющей продукта, который вы хотите предложить рынку. От разработки до выпуска продукта проходит достаточно много времени. Разработчики «колдуют» над рецептурами, потом наблюдают несколько месяцев, и только если все удалось — появляется продукт, а так бывает не всегда. Иногда разработка идёт несколько лет, чтобы продукт получился качественным. У нас «в портфеле» много разработок, которые ещё не воплощены в жизнь.
|
В последние годы наблюдается весьма активное развитие торгового направления деятельности вашей компании. Открылось несколько новых магазинов, вас уже по праву считают крупным региональным оптовиком. Намерены ли вы и дальше развивать свой торговый бизнес или же рассматриваете его как сугубо вспомогательный, подсобный, так сказать, «цех» основного производства? Мы считаем это естественным этапом неуклонного развития нашей компании. Есть понимание того, что в современных условиях жесткой конкуренции на рынке мы не можем позволить себе просто довольствоваться тем, что есть. Как только вы останавливаетесь или даже просто замедляете шаг — вас обгоняют, и очень скоро вы обнаруживаете, что плететесь в хвосте. Нужно искать варианты, новые формы развития компании, расширения и дифференциации бизнеса. Подчеркну, разумной дифференциации. Магазин на заводе существовал давно, но в основном там закупались сотрудники предприятия. Продавать топовые товары легко, но мы хотели развиваться и выпускать новые виды продукции. А как понять, что нужно покупателю? Как оценить перспективы той или иной запускаемой в производство продукции? Вот мы и открыли наш первый магазин в городе. И если мы выпускали что-то новое, то в первую очередь это попадало туда. И получали первые отклики, благодаря этому многое улучшили в своем ассортименте. А потом, не без некоторого даже удивления, поняли, что и в родном городе нас знают, скажем так, недостаточно. Вот так и возникла небольшая розница. Сейчас у нас 7 магазинов и, как вы заметили, они действительно показывают по продукции «Луча» вполне приличные объемы реализации. Да, мы сегодня работаем на уровне хорошего регионального оптовика. И не намерены на этом останавливаться. Планируем открыть ещё несколько магазинов, ищем наиболее перспективные варианты размещения. Город растет, и мы вместе с ним.
|
|
При нынешнем разнообразии товара на полках покупателю сложно сделать выбор. И вот в таких условиях, как вы убеждаете людей оказать предпочтение именно продукции компании «Луч»? Во-первых, я считаю, что самый убедительный довод в пользу продукции именно нашей компании — это её качество. Можно вывернуться наизнанку в изобретении всяческих рекламных «инноваций», но если покупатель остался недоволен качеством продукта, то во второй раз он его не купит. Во-вторых, покупатель должен быть как можно более лучше осведомлен как об ассортименте производства в целом, так и о потребительских свойствах каждого отдельного вида продукции в частности. Наконец, ценовой диапазон предлагаемого товара должен быть рассчитан на как можно более широкий круг потенциальных потребителей. Однако при этом даже наиболее доступные для широкого покупателя виды должны отвечать одним и тем же, то есть самым высоким требованиям в отношении качества. Итак, качество, ассортимент, цена — вот те «три кита», которые и «держат» на себе всю нашу стратегию как в области производства, так и в части продвижения продукции и на региональном, и на федеральном рынках. Еще в этот список можно добавить безупречную деловую репутацию компании среди партнёров и контрагентов, и тогда общая картина станет еще более выразительной.
|
|
Ваша компания известна в городе, в том числе, и своим активным участием в разного рода программах благотворительного характера. У вас много лишних денег? Знаете, те, у кого есть «лишние», как вы выразились, деньги, как правило, тратят их не на помощь больным детям или немощным старикам, а на золотые унитазы и устриц в шоколаде. У нас нет денег, которые мы не знаем, куда девать, если вы об этом. Но для нас слова «социальная ответственность бизнеса» отнюдь не ритуальная фраза для презентаций на публику. Мы считаем буквально каждую копейку, которую выделяем на благотворительные программы, ровно так же ответственно, как считаем каждую копейку, инвестируемую в развитие основного производства. Могу признаться, что в целом, к сожалению, у нас весьма ограниченные возможности в этом отношении. Мы не в состоянии помочь всем и каждому. Поэтому в основном стараемся поддерживать детей. Это и детские творческие коллективы, и спортивные школы, и детские сады, детские больницы, многодетные семьи. Помощь оказываем разную: и продукцией, и деньгами, кому что важнее. Также поддерживаем ветеранов. Не зря же говорят, что состояние общества оценивается по тому, как в нём относятся к детям и старикам. Входим в попечительский совет храма Петра и Павла, помогаем в его восстановлении. Стараемся не отказывать тем, кто обращается за помощью, пока есть такая возможность. Некоторые чересчур «умные» индивидуумы говорят, что «ни одно доброе дело не остается безнаказанным». Мы руководствуемся другим принципом: доброе дело стократ к тебе вернется. И люди благодарны и за помощь, и за продукцию. В том числе, и в этом отношении к нам со стороны простых людей — залог всех достижений.
|
|
И в заключение почти личный вопрос, если позволите. Сегодня практически ни один разговор с нашими предпринимателями не обходится без жалоб на несовершенство законодательной базы, завышенные налоги, многочисленные проверки, тарифы и прочее. Вы за всю беседу ни разу ни на что не пожаловались. Почему? У вас все хорошо? Нам жаловаться некогда — мы заняты делом. И если бы жалобы помогали делу, то, уверяю вас, у нас нашлось бы столько поводов для вполне обоснованных жалоб и на налоги, и на проверки, и на недобросовестные приемы некоторых конкурентов, что не хватило бы ни газетных площадей, ни эфирного времени. Но мы исходим из реальности. Из понимания того, что должны жить и работать в тех условиях, которые реально нас окружают. Да, у нас, как у всякого, есть и свои трудности, и свои недостатки, но мы не пускаем пыль в глаза. Подчеркну еще раз, мы занимаемся делом, которое любим, которое знаем и которое, если судить по объективным показателям, умеем делать, и делать хорошо. Именно этим своим любимым делом мы намерены заниматься и впредь. И в этом залог всех наших сегодняшних и, я уверена, завтрашних успехов.
|
|