17 мая 2022

Анализируем ТОП 100 за 2021 год, строим прогнозы и делаем выводы.

Анализируем ТОП 100 за 2021 год, строим прогнозы и делаем выводы.

Материал подготовлен на основе Рэнкинга «Крупнейшие компании России индустрии канцелярских товаров — 2021»

2021 год был восстановительным после всех ковидных ограничений 2020-го, поэтому практически везде рост. Чтобы правильно оценить текущую обстановку на рынке, мы взяли за базу 2019 год. Все приведенные цифры указаны без НДС, на 98% взяты из открытых данных налоговой инспекции (bo.nalog.ru) и в некоторых случаях уточнены самими компаниями.

Итак. Рост по всем компаниям составляет 27%. Это примерный размер инфляции за два года. Поэтому рост, превышающий этот показатель, – рост физических объемов и увеличение доли рынка, и наоборот.

 
Анализируем ТОП 100 за 2021 год, строим прогнозы и делаем выводы.

Объем продаж исследуемых компаний составляет 310 млрд руб. без НДС, в 2019 году было без малого 245 млрд руб. При этом доля включенных в список федеральных компаний выросла с 60% до 62%. Их суммарный рост составил 68%. То есть за два года все компании выросли на 66 млрд руб., федералы – на 45 млрд руб., а все остальные – на 21 млрд руб.

 

Лидерство Комуса на корпоративном рынке укрепляется.

Сбалансированная ассортиментная политика и отличный сервис позволили компании обеспечить за два года такой рост оборота в рублях, который близок к величине всего оборота каждого из игроков, занимающих две следующие позиции в ТОП 100, и, как минимум, удержать долю на корпоративном рынке. В текущей экономической ситуации сохранять свои позиции будет легче, нежели увеличивать долю рынка, поэтому можно предсказать дальнейшее доминирование Комуса на корпоративном рынке. Более 120 магазинов (больше 100 в Москве и СПб) позволяют компании поддерживать абсолютное лидерство в Москве и Санкт-Петербурге.

Ставка ГК Самсон на три канала – опт, корпоратив и розница – позволяет расти быстрее всех в тройке лидеров в %.

Доля только магазинов Офисмаг составляет 15% (или более 4 млрд руб.) от бизнеса Самсона и, вероятно, это уже самая большая сеть розничных магазинов по обороту в канцелярском сегменте. (У Леонардо 9,8 млрд руб. в 2021 году с ростом 19%, у Читай-города (вместе с Буквоедом) – 14 млрд руб. с ростом 11%. Детский мир далеко впереди с оборотом в 169 млрд руб. и ростом 27% к 2019-му.) Можно предположить, что размер прямого корпоративного канала у Самсона превышает размер розничного примерно в два раза (и составляет около 8 млрд руб.), поэтому Офисмаг является №2 на рынке корпоративного обслуживания. Компания делает ставку на развитие прямых каналов продаж. В публичных рейтингах 2021 года продажи Самсона в интернет-магазины приближались к 2 млрд руб., т. е. уже половина продаж приходится на прямой канал. Фокус на прямой канал продаж просматривается.

Рельеф-Центр за два пандемийных года стал крупнейшим производителем канцтоваров в РФ.

Рельеф-Центр за два пандемийных года стал обладателем четырех новых производств: СТАММ, BG, карандашная фабрика Карнац и производство холстов, что вместе с Гаммой и производителем пластиковых папок Ока-Пласт делает компанию крупнейшим производителем канцтоваров в РФ (в нашем рейтинге есть обороты каждой из компаний – это более 5 млрд руб.), а также крупнейшим дистрибьютором (Citizen, Faber-Castell, MunHwa, Crown, Schneider и другие бренды с оборотом выше 2 млрд руб.). В 2022 году компания об этом, собственно, и объявила как о своей новой стратегии. Большие инвестиции в Berlingo в 2021 году тоже окупились: оборот бренда вырос на 66% и составляет 16% от оборота Рельефа. Вкупе с производствами и эксклюзивными дистрибуциями оборот только по перечисленным брендам составляет как минимум 12 млрд руб., потому ориентация на продвижение брендов выглядит логичной.   

Фактически на рынке осталось три компании федерального масштаба. Следующие за тройкой лидеров ФАРМ и ФинСиб оказались ближе к крупным региональным, чем к федеральным компаниям. Их темпы роста даже в процентном отношении меньше, чем у каждого из федералов. Федералами являются компании, широко представленные на территории РФ сетью складов с доставкой на следующий день. В этом фундаментальное отличие. Отсутствие логистического сервиса вынуждает их развиваться, искать другие преимущества и расти.

Есть рост 2% – это хорошо! Но это наименьший рост среди крупных компаний.

Глядя на рост в 2% нам кажется, что снизив долю бумаги в обороте, компания выросла именно в канцтоварах.  По данным компании собственные торговые марки растут  более чем на 20%, а ключевые Каляка-Маляка и LOREX выросли в несколько раз. Кстати, бренд LOREX вышел на рынок только в 2019 году, при этом он уверено теснит конкурентов. Его прирост в сравнении 2021 к 2020 составил 67%. Также внушительные цифры и у бренда LINC - 30%, эксклюзивным дистрибьютором которого является компания ФАРМ.
 
На сегодняшний день известно, что в компании большую часть бизнеса составляют корпоративные продажи (до половины бизнеса), есть сеть из 100 магазинов с оборотом около 600 млн руб., а также опт, где основа бизнеса это исторически сильные детские и школьные бренды. Можем предположить, что компания будет укреплять свои позиции за счет развития своих брендов в направлениях оптовые продажи и розница.
 
Безусловно, компанию ФАРМ подпирают производители и региональные оптовики, которые сами не против продавать в розничные магазины. Поэтому очень интересно посмотреть, какие дальнейшие шаги будет принимать компания.

Основная часть бизнеса компании ФинСиб – это бумага

У АО "ФинСиб" оборот на 90% состоит из бумаги, но есть широкая сеть складов по бумаге в первую очередь. Этот сервис востребован у покупателей, потому доля ФинСиба в бумаге подрастает за два года. А продажи канцтоваров остаются незаметными для рынка. С другой стороны, ориентация на бумагу на фоне текущих изменений в экономике в ближайшем будущем приведет к существенному падению доли рынка и скажется на бизнесе компании.

Группа Товарищей ушла.
Отряд не заметил потери бойца...

Оборот Группы Товарищей в размере 5 с лишним миллиардов рублей в 2019 году скорее всего забрали как раз федералы, но это уже не существенный объем на фоне суммарного роста федеральных компаний за два года.

Комментарии
Олег Сафронов 17 мая 2022 10:54
Олег Сафронов
 
Комментарий: Уважаемые коллеги, редакция Портала будет признательна за ваши мнения и комментарии к данному материалу. Мы стараемся быть объективными и нам важна обратная связь.
Задавать вопросы и оставлять свои комментарии могут только авторизованные пользователи. Пожалуйста войдите на портал со своими регистрационными данными или зарегистрируйтесь →


Поставить свой Like
в любимых социальных сетях

Предыдущий материал
Электронный или все-таки бумажный?
Следующий материал
Новости бизнеса

#аналитика, #аналитика топ100, #топ100



Новости


Новинки



Статьи

Манос Николакис (BIC Cello India Pvt. Ltd.): «Российский рынок важен..
03.04.2020 
2966
 
НравитсяВсего 19 человек
 
СуперВсего 1 человек
 20

Другие материалы компании КанцОбоз.ру (KanzOboz.ru)