|
2021 год был восстановительным после всех ковидных ограничений 2020-го, поэтому практически везде рост. Чтобы правильно оценить текущую обстановку на рынке, мы взяли за базу 2019 год. Все приведенные цифры указаны без НДС, на 98% взяты из открытых данных налоговой инспекции (bo.nalog.ru) и в некоторых случаях уточнены самими компаниями.
|
|
Итак. Рост по всем компаниям составляет 27%. Это примерный размер инфляции за два года. Поэтому рост, превышающий этот показатель, – рост физических объемов и увеличение доли рынка, и наоборот.
|
|
Объем продаж исследуемых компаний составляет 310 млрд руб. без НДС, в 2019 году было без малого 245 млрд руб. При этом доля включенных в список федеральных компаний выросла с 60% до 62%. Их суммарный рост составил 68%. То есть за два года все компании выросли на 66 млрд руб., федералы – на 45 млрд руб., а все остальные – на 21 млрд руб.
|
Лидерство Комуса на корпоративном рынке укрепляется.
|
|
Сбалансированная ассортиментная политика и отличный сервис позволили компании обеспечить за два года такой рост оборота в рублях, который близок к величине всего оборота каждого из игроков, занимающих две следующие позиции в ТОП 100, и, как минимум, удержать долю на корпоративном рынке. В текущей экономической ситуации сохранять свои позиции будет легче, нежели увеличивать долю рынка, поэтому можно предсказать дальнейшее доминирование Комуса на корпоративном рынке. Более 120 магазинов (больше 100 в Москве и СПб) позволяют компании поддерживать абсолютное лидерство в Москве и Санкт-Петербурге.
|
Ставка ГК Самсон на три канала – опт, корпоратив и розница – позволяет расти быстрее всех в тройке лидеров в %.
|
|
Доля только магазинов Офисмаг составляет 15% (или более 4 млрд руб.) от бизнеса Самсона и, вероятно, это уже самая большая сеть розничных магазинов по обороту в канцелярском сегменте. (У Леонардо 9,8 млрд руб. в 2021 году с ростом 19%, у Читай-города (вместе с Буквоедом) – 14 млрд руб. с ростом 11%. Детский мир далеко впереди с оборотом в 169 млрд руб. и ростом 27% к 2019-му.) Можно предположить, что размер прямого корпоративного канала у Самсона превышает размер розничного примерно в два раза (и составляет около 8 млрд руб.), поэтому Офисмаг является №2 на рынке корпоративного обслуживания. Компания делает ставку на развитие прямых каналов продаж. В публичных рейтингах 2021 года продажи Самсона в интернет-магазины приближались к 2 млрд руб., т. е. уже половина продаж приходится на прямой канал. Фокус на прямой канал продаж просматривается.
|
Рельеф-Центр за два пандемийных года стал крупнейшим производителем канцтоваров в РФ.
|
|
Рельеф-Центр за два пандемийных года стал обладателем четырех новых производств: СТАММ, BG, карандашная фабрика Карнац и производство холстов, что вместе с Гаммой и производителем пластиковых папок Ока-Пласт делает компанию крупнейшим производителем канцтоваров в РФ (в нашем рейтинге есть обороты каждой из компаний – это более 5 млрд руб.), а также крупнейшим дистрибьютором (Citizen, Faber-Castell, MunHwa, Crown, Schneider и другие бренды с оборотом выше 2 млрд руб.). В 2022 году компания об этом, собственно, и объявила как о своей новой стратегии. Большие инвестиции в Berlingo в 2021 году тоже окупились: оборот бренда вырос на 66% и составляет 16% от оборота Рельефа. Вкупе с производствами и эксклюзивными дистрибуциями оборот только по перечисленным брендам составляет как минимум 12 млрд руб., потому ориентация на продвижение брендов выглядит логичной.
|
Фактически на рынке осталось три компании федерального масштаба. Следующие за тройкой лидеров ФАРМ и ФинСиб оказались ближе к крупным региональным, чем к федеральным компаниям. Их темпы роста даже в процентном отношении меньше, чем у каждого из федералов. Федералами являются компании, широко представленные на территории РФ сетью складов с доставкой на следующий день. В этом фундаментальное отличие. Отсутствие логистического сервиса вынуждает их развиваться, искать другие преимущества и расти.
|
Есть рост 2% – это хорошо! Но это наименьший рост среди крупных компаний.
|
|
Глядя на рост в 2% нам кажется, что снизив долю бумаги в обороте, компания выросла именно в канцтоварах. По данным компании собственные торговые марки растут более чем на 20%, а ключевые Каляка-Маляка и LOREX выросли в несколько раз. Кстати, бренд LOREX вышел на рынок только в 2019 году, при этом он уверено теснит конкурентов. Его прирост в сравнении 2021 к 2020 составил 67%. Также внушительные цифры и у бренда LINC - 30%, эксклюзивным дистрибьютором которого является компания ФАРМ.
На сегодняшний день известно, что в компании большую часть бизнеса составляют корпоративные продажи (до половины бизнеса), есть сеть из 100 магазинов с оборотом около 600 млн руб., а также опт, где основа бизнеса это исторически сильные детские и школьные бренды. Можем предположить, что компания будет укреплять свои позиции за счет развития своих брендов в направлениях оптовые продажи и розница.
Безусловно, компанию ФАРМ подпирают производители и региональные оптовики, которые сами не против продавать в розничные магазины. Поэтому очень интересно посмотреть, какие дальнейшие шаги будет принимать компания.
|
Основная часть бизнеса компании ФинСиб – это бумага
|
|
У АО "ФинСиб" оборот на 90% состоит из бумаги, но есть широкая сеть складов по бумаге в первую очередь. Этот сервис востребован у покупателей, потому доля ФинСиба в бумаге подрастает за два года. А продажи канцтоваров остаются незаметными для рынка. С другой стороны, ориентация на бумагу на фоне текущих изменений в экономике в ближайшем будущем приведет к существенному падению доли рынка и скажется на бизнесе компании.
|
Группа Товарищей ушла.
Отряд не заметил потери бойца...
|
|
Оборот Группы Товарищей в размере 5 с лишним миллиардов рублей в 2019 году скорее всего забрали как раз федералы, но это уже не существенный объем на фоне суммарного роста федеральных компаний за два года.
|
|