19 апреля 2021

Канцелярские цифры GfK: итоги, тренды и прогнозы

Канцелярские цифры GfK: итоги, тренды и прогнозы

Прошлый год был непростым для канцелярской отрасли. О результатах исследования рынка и факторах, определяющих его развитие, мы беседуем с Сергеем Ивановым, старшим консультантом компании GfK.

Сергей, с какими показателями российская канцелярская отрасль закончила непростой 2020 год?

По итогам прошлого года мы видим, что спад в штучном выражении продолжился, хотя он и меньше, чем годом ранее: минус 13,2% в 2019 году против минус 9,9% в 2020 году. А в денежном выражении рынок за 2020 год показал прирост 1,3% за счет повышения средних цен.

Можно ли говорить о том, что в первые месяцы 2021 года, после снятия части ограничений, связанных с пандемией, канцелярский рынок начал свое восстановление?

В сложившейся на рынке непростой ситуации сложно что-либо прогнозировать, но одно можно сказать точно: первые месяцы 2021 года более позитивны, чем аналогичный период 2020 года.

Канцелярские цифры GfK: итоги, тренды и прогнозы
По данным компании GfK
Канцелярские цифры GfK: итоги, тренды и прогнозы
По данным компании GfK

Что сегодня можно назвать наиболее заметными для канцелярского рынка факторами – негативными, позитивными?

Негативные факторы остались прежними: переход компаний на электронный документооборот, введение цифровой подписи и аналогичные процессы перехода от физических носителей информации к цифровым. Позитивные факторы связаны с ослаблением карантинных мер: открытие магазинов, возвращение школьников и студентов к полноценному обучению в очной форме и т. д.

Возможно ли в сегодняшней ситуации существенное перераспределение долей канцелярского рынка между его основными игроками? Или лидеры всем уже известны и они не оставят своих позиций?

Я бы добавил третий вариант. Он, на мой взгляд, более актуален. Это увеличение долей основных игроков относительно средних и мелких компаний, так как в кризисное время очень важен запас прочности, а у крупных компаний он больше.

Но если говорить о перераспределении долей между основными игроками, то один из важнейших факторов, о котором GfK сообщает последние несколько лет, – это интернет-магазин, его развитость и удобство для пользователя. В условиях пандемии онлайн-сервисы (заказ, оплата и доставка) вышли на первый план при выборе места покупки.

Канцелярские цифры GfK: итоги, тренды и прогнозы
По данным компании GfK
Канцелярские цифры GfK: итоги, тренды и прогнозы
По данным компании GfK

Сегодня канцтовары можно купить и в продуктовых торговых сетях, и на маркетплейсах, и во множестве магазинов, для которых канцелярский ассортимент не является основным. На Ваш взгляд, есть ли в современных условиях будущее у традиционной специализированной канцелярской розницы?

Совсем недавно в европейских странах закрывались тысячи нишевых магазинов, а открывались, наоборот, крупные торговые центры и моллы. Но сейчас мы видим, что формат моллов не прижился, и подобные магазины закрываются.

На данный момент тренд на омниканальность сохраняется, и здесь узкоспециализированным магазинам приходится непросто. Но утверждать, что нишевые специализированные магазины не вернутся, мы не беремся.

Что канцелярские магазины должны предлагать покупателям, чтобы успешно конкурировать с другими каналами розничных продаж канцтоваров?

Есть мнение, что нужно предлагать товары, которых нет на полках гипермаркетов, – что-то для бизнеса или для подарков. Но, чтобы говорить об этом с уверенностью, необходимо отдельное исследование. Лучше всего спросить об этом покупателей.

Игроки в любом канале должны реагировать на изменяющиеся условия рынка, подстраиваться под потребителя. Во время карантина рынок рос за счет товарных групп, связанных с работой, отдыхом и приготовлением пищи дома. А потребитель хочет видеть широкий выбор, индивидуальный сервис, удобство оплаты и доставки, скидки.

Канцелярские цифры GfK: итоги, тренды и прогнозы
По данным компании GfK
Канцелярские цифры GfK: итоги, тренды и прогнозы
По данным компании GfK

Сегодня многие игроки российского канцелярского рынка говорят о существенном подорожании сырья, упаковки, увеличении логистических расходов. Насколько, по Вашим прогнозам, в этой связи может в среднем повыситься розничная стоимость канцелярских товаров?

Розничные цены, к сожалению, будут расти пропорционально подорожанию сырья. Например, цены на перьевые ручки по итогам 2020 года уже выросли на 33%.

В каких товарных категориях канцелярского ассортимента конечные покупатели наиболее чувствительны к цене?

Это во многом зависит от канала продаж. Если мы говорим о розничной торговле, то покупатель чувствителен к таким товарам с высокой ценой, как перьевые и гелевые ручки, калькуляторы. Если говорить о канале b2b, то средний ценник становится наиболее важным при закупках массовых товаров: шариковых ручек, карандашей и т.п.

Существуют ли игроки канцелярского рынка, которые выиграют в сегодняшней ситуации?

Можно предположить, что из нынешней ситуации могут извлечь выгоду крупные игроки за счет поглощения более мелких компаний. Но и локальные игроки могут остаться на плаву, особенно если смогут предложить индивидуальный сервис, широкий ассортимент или логистику, которая недоступна крупным компаниям на местном уровне.

Чем, по Вашим прогнозам, будет характеризоваться предстоящий школьный сезон-2021?

В последние несколько лет мы фиксируем смещение пика школьного сезона с августа на сентябрь. Вполне вероятно, что в 2021 году эта тенденция сохранится.

скачать PDF

KANZOBOZ.NEWS 2021

Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Обсудить материал
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.

Оценка:
Нравится
Супер
Хи-хи
Нет слов!
Сочувствую
Возмутительно
Нравится
 
 1778
Размещено: 19 апреля 2021 года
Раздел: Информация/Актуальный разговор
Теги: #KANZOBOZ.NEWS, #KANZOBOZ.NEWS 2021, #GfK, #Gfk Rus, #исследование рынка, #канцелярский рынок

Автор: КанцОбоз.ру (KanzOboz.ru)
Телефон: 8 (903) 673-22-09
Соцсети: 

Предыдущий материал
Марина Лучина (IPSOS): «Жизнь онлайн – новая реальность»
Следующий материал
Константин Румянцев (Ликор, г. Сыктывкар): «К успеху может привести как один, так и совокупность факторов»

#GfK, #Gfk Rus, #KANZOBOZ.NEWS, #KANZOBOZ.NEWS 2021, #исследование рынка, #канцелярский рынок




Статьи


Другие материалы компании КанцОбоз.ру (KanzOboz.ru)

Топ-фото за предыдущий месяц

"День Проф-Пресс" в Воронеже
Последние комментарии
Неплательщики
Актуальные темы